КАТАЛОГ ТОВАРОВ

Срок доставки товара в течении 1-3 дней !!!

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
КОРЗИНА

Чем новые учебники истории отличаются от старых. По пунктам. Новые учебники


новые учебники истории – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

ЗНАКОМЬТЕСЬ: НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ

  

Несколько лет назад россияне узнали, что в стране появится единый учебник истории России. «Неужели наша история будет рассказана детям в одной, "единственно верной" версии?» – возмущались родители. «Школы России обяжут закупать только один учебник?» – спрашивали учителя. «Как мы будем сдавать ЕГЭ?» – интересовались старшеклассники.

Недавно издательства «ДРОФА», «Просвещение» и «Русское слово» подготовили три новые линии учебно-методических комплексов по истории России. Именно по ним учителя всех субъектов РФ будут преподавать школьный курс отечественной истории. Все три линии прошли экспертизу и включены в Федеральный перечень учебников. Использовавшиеся ранее учебники по истории России были удалены из перечня.

Представленный издательством «ДРОФА» УМК по истории России для 6–10 классов включает в себя ряд компонентов: рабочую программу, учебник в практичной твердой обложке и его электронную форму, с которой можно работать на планшете, рабочую тетрадь, хрестоматии, атласы, контурные карты, методические пособия. Это первый УМК по истории России, созданный на основе ФГОС, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и ее составной части – Историко-культурного стандарта.

Оправданы ли опасения, что российских школьников заставят изучать историю по единому шаблону или что изучение истории станет подготовкой к ЕГЭ? Слово создателям нового учебника.

ВСТУПАТЬ В ДИАЛОГ ИЛИ СДАВАТЬ ЕГЭ?

  

«Я вспоминаю один из своих уроков в московской школе №109, – рассказывает Леонид Михайлович Ляшенко, один из авторов нового УМК по истории России. – Этот урок был посвящен шестидесятым годам XIX века и народничеству. На нем присутствовал великолепный учитель литературы. Я стоял у доски, а он сидел по диагонали от меня, за последней партой. Я рассказывал школьникам о Нечаеве. Учитель литературы начал рассказывать о романе Достоевского «Бесы». История и литература вступили в диалог. Класс был в восторге. Такой диалог на уроке истории – это здорово. И это именно то, к чему мы стремились в новом учебнике».Леонид Ляшенко – профессор кафедры истории России Московского педагогического государственного университета, специалист по XIX веку, автор книг о Николае I и Александре II, выпущенных издательством «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ».

– Нас пугали, что единый учебник истории формализует подход к прошлому, приведет историю России «к общему знаменателю». А теперь получается, что с вашим учебником на урок придут дискуссии?..

– Конечно! Нам очень хотелось бы этого. Новый учебник истории России предполагает диалогичность. Учебник – не ментор. Диалог на уроке – одна из важнейших вещей. Учителя, которые это понимают и не боятся диалога – наши союзники. А те, кто пытается вдолбить школьникам, что в учебнике содержится абсолютная истина, – они хорошие люди, но… неинтересные учителя.

В новом учебнике мы попытались мотивировать учеников думать, рассуждать, спорить, осваивать новые умения и навыки, которые необходимы для понимания истории нашей страны. Историю можно либо задолбить, либо забыть, либо освоить. Освоение курса истории – это и есть получение новых навыков. Это умение работать с текстом, умение комментировать мнение историка, умение высказать свое несогласие с ним. В заданиях к пройденному материалу приводится текст от историка или исторического персонажа и предлагается сделать комментарий. Если бы дети, работая по нашему учебнику, научились комментировать не только мнение историка, но и мнение авторов учебника, если бы они могли объяснить, в чем они не согласны с нашей позицией в том или ином параграфе, это было бы замечательно. В этом случае я готов отправиться по всем регионам России, чтобы услышать их мнение!

…Новый Историко-культурный стандарт подчеркивает: учебник – это не истина в последней инстанции, это «навигатор в мире знаний». Его предназначение – «побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы, стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников».

Новый УМК по истории России дает школьникам простор для самостоятельной работы. Для одних – заполнить таблицу, для других – прокомментировать цитату из труда по истории, изучить карты. Для каждого класса разработаны хрестоматии исторических документов (их демоверсии представлены на нашем сайте), которые сопровождаются вопросами и заданиями.

Однако при выборе учебника педагоги и руководители образования вынуждены думать и о том, что ученики будут сдавать ОГЭ или ЕГЭ.

«В новой линии учебников содержится все необходимое для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, – считает Валерий Анатольевич Клоков, заместитель заведующего редакцией истории, обществознания и искусства издательства «ДРОФА». – Одна из задач нового УМК по истории России – это подготовка к Единому государственному экзамену. В рабочих тетрадях, входящих в наш УМК, присутствует блок заданий, ориентирующий школьников на формат ОГЭ и ЕГЭ. За последние годы в задания ЕГЭ был введен изобразительный ряд, и мы учли это. Например, даем школьникам задания с визуальным материалом – картинами, плакатами, марками, изображениями памятников архитектуры. Кроме того, на ЕГЭ присутствуют картографические материалы, такая возможность предусмотрена в рабочих тетрадях и учебниках».

«В заданиях ЕГЭ по истории в последнее время появляются разнообразные визуальные материалы, в том числе монеты, – рассказывает Елена Георгиевна Сысуева, ведущий контакт-менеджер отдела проектов издательства «ДРОФА». – Поэтому мы должны подготовить школьника к решению таких заданий. Можно ли выполнить задания ЕГЭ, требующие навыков работы с картой, если ребенок никогда ранее с этим не занимался? Для того чтобы увлечь школьника такими заданиями, мы предлагаем ему анимированные карты. Они есть в электронной форме учебника. Яркий визуальный ряд способствует успешному усвоению материала. Если образы находят отзвук в душе ученика, это стимулирует его способности лучше многочасовой зубрежки: в результате ему легче выполнять задания ЕГЭ».

ОБРАЗНЫЕ СНЫ ИСТОРИИ

  

Образное и эмоциональное восприятие истории – один из «китов», на которых стоит новый УМК по истории России, подготовленный издательством «ДРОФА». Бумажная версия учебника изобилует яркими иллюстрациями, и многие из них уникальны. Но те, кто будут изучать историю России на планшетах, используя электронную форму учебника, увидят гораздо больше. Их ждут 3D-модели исторических жилищ и реконструкции утраченных архитектурных сооружений, интерактивные карты сражений и подборка отрывков из кинофильмов…

«Визуализация помогает современному ученику воспринимать мир истории, – считает Леонид Ляшенко. – Для сегодняшних детей картинка важнее, чем текст. Это не хорошо и не плохо, это факт. Поэтому язык визуализации начинают активно осваивать учителя, а вслед за ними – авторы учебников. Ученикам это не нужно: ученики его уже освоили. Они идут от визуализации к тексту. А учителя – наоборот. И мы должны это учитывать».

Сегодня все школьные учебники с 1 по 11 классы, включенные в Федеральный перечень, должны иметь электронную форму. ЭФУ предназначена как для занятий в классе, так и для самостоятельной работы. За школой закреплено право выбора между печатной и электронной формами, которыми будут пользоваться школьники. Все чаще в регионах заказывают как традиционную бумажную (полиграфическую), так и электронную форму учебника.

«Знакомя учеников с ходом той или иной войны, упоминая исторические костюмы разных эпох, мы стараемся визуализировать все детали. Ребенок должен не просто прочесть описание Бородинского сражения, он должен увидеть Бородинское поле, вооружение и одежду тех времен, получить возможность проследить за ходом сражения, – рассказывает Елена Сысуева, которая работает над электронной формой учебников по истории. – Сегодня мы можем сделать это с высочайшей исторической достоверностью. Наш художник, создающий этот визуальный материал, делающий анимированные карты сражений в электронной форме учебников истории, участвует в реконструкции боев Первой мировой войны. В курсе истории России за 6 и 7 класс ученики встретят 3D-модели давно исчезнувших зданий. Только у нас они смогут увидеть аутентичный Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, сделанные по описаниям тех лет. Школьников ждут и анимированные ролики: мальчик Анфим и берестяные грамоты, исторический костюм Петра, развитие флота при Петре и Анне Иоанновне… Замыслов много. Например, хотелось бы дать ученикам возможность увидеть в 3D эволюцию человеческого жилища, начиная с палеолита. Может быть, в конце года мы уже сможем показать этот проект».

ПИШИТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ УЛИЦЫ!

  

История родного края – важная часть курса истории России, предусмотренная Историко-культурным стандартом. После каждого раздела школьникам дается задание по «малой истории». Им предлагается вспомнить об исторических событиях, случившихся на соседней улице, на ближайшей площади, в их родном селе, городе или крае: «Какие революционные события происходили в вашей местности (городе, районе, области, крае, республике) во время революции 1905–1907 гг.?» или «Как развивалось образование в вашей местности (городе, крае, области, республике) в начале ХХ века?» Ни бумажный учебник, ни его электронная форма не дают ответов на эти вопросы.

Кто же на них ответит?

«На вопросы региональной истории ответят сами учителя, – объясняет Артем Симонович Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы, главный редактор издательского дома «Первое сентября». – Наш издательский дом и объединенная издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» объявили конкурс (в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок») на лучшую методическую разработку по региональной истории. В каждом регионе и городе, в каждом поселке – своя история, своя жизнь, свои исторические персонажи. Мы хотим, чтобы педагоги всей России, которые любят свой край – не обязательно учителя истории и обществознания – прислали на наш конкурс свои методические разработки и презентации по региональной истории. Все участники конкурса получат сертификаты, а победителей ждут призы и поездка в Москву. Нам важно, чтобы в этом проекте участвовали именно учителя. Опыт издательского дома «Первое сентября» показывает, что учительские разработки, запись «живых уроков», привлекают интерес аудитории гораздо больше, чем труды всех профессиональных методистов вместе взятых. Каждый класс – это, по новой концепции, определенный период российской истории. Шестой класс – с древнейших времен до начала XVI века, 7 класс – XVI–XVII века, 8 класс – конец XVII – XVIII век, 9 класс – XIX – начало XX века, 10 класс – XX век и начало XXI века. В этих рамках мы предлагаем учителям разработать лучший урок, лучшую презентацию для того или иного класса, дать самый интересный взгляд на историю своего края. Краеведческие работы учителей легли бы в основу региональных методических разработок. Мы готовы их собрать и надеемся, что вскоре получится комплект методических пособий, которые станут региональным дополнением к учебникам истории России издательства "ДРОФА"».

Ученые-историки, методисты-практики, специалисты по электронным учебникам работали над проектом много месяцев. Теперь новый УМК по истории России начинает жить своей жизнью. Издательство «ДРОФА» проводит вебинары для учителей истории, на которых ученые, методисты и педагоги могут познакомиться с новой линией учебников. «Наша работа не останется неизменной, – говорит Леонид Ляшенко. – Мы продолжаем совершенствовать сделанное. Только что я написал и передал редакции новый материал, в котором постарался сделать описание событий XIX века еще интереснее для школьников».

Эксперты Института российской истории РАН, Центра военной истории Санкт-Петербургского института истории РАН, Института истории Сибирского отделения РАН, Российского исторического общества, Клуба героев Советского Союза и России, Российского книжного союза дали на УМК по истории России положительное заключение.

Теперь начинается самое главное. По учебникам начинают работать учителя.

Смотреть вебинары по истории России

rosuchebnik.ru

Чем новые учебники истории отличаются от старых. По пунктам

https://www.znak.com/2016-08-25/chem_novye_uchebniki_istorii_otlichayutsya_ot_staryh_po_punktam

С 1 сентября российские школьники начнут изучать отечественную историю по учебникам, переформатированным под новый историко-культурный стандарт. Как рассказала на днях в эфире программы «Вести» новый министр образования РФ Ольга Васильева, подготовлены три линейки учебников. В российские школы, пообещала чиновница, книги поступят в сентябре. Znak.com нашел новый учебник и сравнил его с пособиями предыдущих лет. Выполнены ли установки главного вдохновителя реформы, президента РФ Владимира Путина? В 2013 году он, предлагая создать новый единый учебник по истории, настаивал на том, что новые учебники должны быть «написаны хорошим русским языком», лишены «внутренних противоречий и двойных толкований», а также «идеологического мусора».

Три линейки новых учебников по истории, о которых упоминала Васильева, подготовлены тремя разными издательствами: «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа». Найти их сейчас в свободной продаже непросто. В книжных магазинах Екатеринбурга, например, доступны лишь книги издательства «Дрофа». Это пять томов в твердой обложке светлых тонов. В верхнем правом углу красная отметка – «историко-культурный стандарт», сзади еще одна – «одобрено Российским историческим обществом». Текст отпечатан на хорошей бумаге, с обилием цветных иллюстраций. Деление по томам (как и прежде) соответствует изучаемым в классе периодам. Шестой класс, например, изучает историю с древнейших времен до XVI века, а десятый — с начала XX века по начало XXI.

Всей линейки новых школьных учебников по истории России целиком не оказалось ни в одном из магазинов города. Только единичные экземпляры от издательства «Дрофа» (а учебник за восьмой класс, рассказывающий об эпохе от Петра I до Екатерины II, нам не удалось найти вовсе). При этом сотрудники торговых точек утверждают, что учебников от двух других издательств, соответствующих новому историко-культурному стандарту, они не видели вообще. До начала учебного года осталась неделя. (Стоит, правда отметить, что в первую очередь отпечатанные книги идут в школьные библиотеки для выдачи учащимся. И в свердловских образовательных учреждениях говорят, что они действительно поступают к ним).

Вопрос создания единого учебника истории и разработка нового историко-культурного стандарта вызвали широкое обсуждениеВопрос создания единого учебника истории и разработка нового историко-культурного стандарта вызвали широкое обсуждениеru-cprf.livejournal.com

Конечно, нагляднее и корректнее всего было бы сравнить учебники одного авторского коллектива: том, написанный до принятия нового историко-культурного стандарта, с томом, написанным после. На практике это невозможно. У каждой из линеек учебников свой набор авторов, их состав меняется от тома к тому (в зависимости от специализации историков по периодам) и от издания к изданию. Так, учебник «История России: с древнейших времен до XVI века», опубликованный в этом году издательством «Дрофа», написан Игорем Андреевым и Иваном Федоровым. В 2012 году учебник по отечественной истории того же периода был подготовлен Игорем Андреевым в соавторстве с Игорем Данилевским и опубликован издательством «Мнемозина». Два издания отличаются оформлением, названиями глав и параграфов, контрольными заданиями для учащихся. Текстовая часть также имеет различия. 

Тем не менее новеллы, продиктованные современными общественно-политическими веяниями, в новых учебниках вполне считываются и материал для сравнения есть. Естественно, самые любопытные перемены прослеживаются в кусках текста, повествующих о так называемых «дискуссионных моментах» российской истории. 

Итак, из числа новых учебников для сравнительного анализа использованы книги 2016 года издательства «Дрофа»: «История России: с древнейших времен до XVI века» в редакции Игоря Андреева, Ивана Федорова; «История России: XVI - конец XVII века» в редакции Игоря Андреева, Ивана Федорова, Инги Амосовой; «История России: XIX – начало XX века» в редакции Леонида Ляшенко, Олега Волобуева, Елены Симоновой, «История России: начало XX века – начало XXI века» в редакции Олега Волобуева, Сергея Карпачева, Петра Романова. 

Из числа учебников прежних лет использованы: «История России: с древнейших времен до XVI века» в редакции Игоря Андреева, Игоря Данилевского 2012 года; «История России: XVI - конец XVII века» в редакции Игоря Андреева, Игоря Данилевского 2013 года; «История России: XIX век» Павла Зырянова, выпущенный в 1994 году издательством «Просвещение»; «История России: XX – начало XXI века» в редакции Никиты Загладина, Сергея Козленко, Сергея Минакова, Юрия Петрова, выпущенный в 2006 году издательством «Русское слово»; «История отечества: 1900-1940 годы» в редакции Людмилы Жариной, Ириной Мишиной выпущенный в 1992 году издательством «Просвещение»; «История России: XX век» Леонида Пятецкого, выпущенный в 1995 году издательством «Московский лицей».

«Иногда это объединение называют Киевской Русью»

В самом раннем средневековье такой спорный момент — это прежде всего вопрос происхождения славян и руси, трактовка призвания варягов. С XIX века это предмет полемики, порой ожесточенной, между историками-западниками и историками-славянофилами. 

«Итак, князья, возглавившие ранние восточнославянские объединения, скорее всего, были иноплеменниками. Однако неверно считать, что славяне не могли самостоятельно создать государство. Просто во главе древнейших государств обычно ставились выходцы из других народов. Объединявшиеся племена предпочитали, чтобы ими управляли иноземцы. Почему? Скорее всего, потому что людям пришлым легче разрешать противоречия и споры местной родовой знати», — объясняется этот момент в учебнике Андреева, Федорова 2016 года. Тезис прописан как аксиома и без каких-либо примеров из истории других государств.

По поводу призвания варягов историки спорят не одно столетие. В нынешних учебниках это подано как распространенная международная практика того времени (правда, без примеров)По поводу призвания варягов историки спорят не одно столетие. В нынешних учебниках это подано как распространенная международная практика того времени (правда, без примеров)

В 2012 году этот эпизод в учебнике Андреева и Данилевского подавался так: «Чем больше людей присутствовало на вече, тем труднее было принять решение, которое устроило бы всех. Поэтому вскоре между племенами, заключившими военный союз, начались распри. По летописной легенде, чтобы прекратить их и наладить порядок, народное собрание жителей северных земель решило пригласить правителя-князя со стороны, “из заморья”».

Еще один важный момент, бросающийся в глаза тем, кто учился по учебникам советского образца и книгам, изданным в 90-х, — старательная попытка избежать общепринятого термина «Киевская Русь». Раннее государство восточнославянских племен теперь старательно именуется «Древнерусским». Упоминается, что варяги Кий, Щек и Хорив были «первыми князьями» в «земле полян» и что именно они «по преданию» построили на берегу Днепра Киев. Только один раз дается скромное пояснение в одну строку о том, почему Древнерусское государство имеет другое, куда более распространенное название: «Поскольку столицей государства стал Киев, иногда это объединение называют Киевской Русью». 

«Языческая реформа 983 года» и князья-торговцы

Еще один ключевой момент раннего средневековья – крещение Руси князем Владимиром в 988-989 годах. С инициативой установить именно этому князю монумент в Москве в 2015 году выступило Российское военно-историческое общество (идеологом создания РВИО выступал глава минкульта РФ Владимир Мединский, а попечительский совет возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин).

Памятник князю Владимиру в КиевеПамятник князю Владимиру в Киевеkievcolours.com

«Новая религия проповедовала терпение, смирение и всепрощение. Ее основные заповеди способствовали сохранению внутреннего порядка в государстве, давая ему нравственное обоснование», — такой параграф появился в учебнике Андреева, Федорова, подготовленного по новому историко-культурному стандарту. Попытка унификации языческих культов и придание Киеву статуса духовного центра государства, предпринятая Владимиром около 983 года, теперь именуется «языческой реформой» — «первым самостоятельным шагом» молодого князя, который «захотел поставить языческую веру на службу государству». Подчеркивается, что шаг этот был «неудачным».

В учебнике 2012 года эти события описывались проще. Никакого упоминания о «языческой реформе» и государственническом подходе. Вместо этого были слова о попытке укрепления Владимиром личной власти. Впрочем, принятие христианства трактуется так же – как «одно из самых важных решений, которые когда-либо приходилось принимать древнерусским правителям». О том, что принятие византийского варианта христианства вскоре осложнило взаимоотношения с западным миром, не сказано ничего.

Любопытный момент. Из нынешней версии учебника выпал параграф о торговых контактах Древней Руси. В учебнике 2012 года было сказано: «Уже при Владимире I Святославовиче молодая христианская Русь начала налаживать связи с государствами Центральной и Западной Европы. Сохранялись связи и со странами Востока. Бурно развивалась торговля. В древнерусских городах можно было встретить купцов из Византии, Польши и Скандинавии, Хазарии и Волжской Болгарии, а также Персии и Хорезма. Армянские и еврейские торговцы связывали Русь с Англией, Испанией, странами Кавказа и Передней Азии». В 2016 году вопрос торговых контактов включили в параграф о роли городов в Древней Руси. «Большое значение для их развития имела международная торговля. Однако ею занимались лишь знатные и богатые люди. Даже князья участвовали в торговых операциях», — кратко отметили Андреев и Федоров.

«Спас народ, воспитанный в православной вере»

Еще одна реперная точка, маркирующая происходящее в стране, — трактовка Смуты. И старая, и новая версии учебника описывают этот период как драматические события XVII века. В учебнике 2016 года, составленном по новому историко-культурному стандарту, отмечается, что эти события связаны «с расколом общества и государства». Чуть ниже объясняется, что крестьяне были недовольны отменой Юрьева дня (права перехода к другому барину) и усилением «налогового гнета». «Тысячи крестьян жаждали возвращения к старине, связывая свои чаяния с мечтой о добром и справедливом государе» — резюмируют составители книги. Резкие строки о том, что «низы ополчились на верхи» и «сословия распались на враждующие лагеря», присутствовавшие в прежней версии учебника, исчезли из обновленного текста. 

Смутное время - одно из самых сложных для описанияСмутное время - одно из самых сложных для описания

Также в новом учебнике нет параграфа, озаглавленного в прежней редакции как «Смута – гражданская война в России». Вместо этого в списке контрольных заданий школьникам предлагается ответить на вопрос «Кто спас страну от гибели в смутное время – самодержцы или народ, воспитанный в православной вере и любви к Отечеству?». (Составители прежних версий, к слову, не педалировали тему православия. Может быть, памятовали о противоречивой роли церковных иерархов в событиях этого периода и об участии инородцев в освобождении Москвы). Ответов на заданный вопрос предлагается три, все показательные: 1 – «Страну спасли ее климат и территория: интервенты затратили немало сил и средств на преодоление природного фактора и поэтому покорить Россию не смогли», 2 – «Россию предала знать, выращенная и воспитанная государством, спас народ, который объединился и отстоял независимость Отчизны», 3 - «Государственная мощь страны и гражданский порыв народа, соединенные с памятью о героическом прошлом, удержали Россию от гибели». 

«Свободный выбор украинского народа»

Из череды исторических событий в России XVII века, которые традиционно включаются во все учебные планы, обращает на себя внимание появившийся в новой версии учебника параграф о мотивах выхода украинских земель из-под юрисдикции Речи Посполитой и перехода их под юрисдикцию Московского государства. «Несмотря на позицию части [казацкой] старшины, которая рассматривала Переяславльскую раду (в 1654 году на раде в Переяславле казачество во главе с Богданом Хмельницким приняло решение о вхождении Украины в состав Московского государства – прим. ред.) как эпизод в политической борьбе, то был свободный и осознанный выбор украинского народа, проявление культурной, исторической религиозной, этнической общности, соединяющей два народа», — прописали авторы нового учебного издания Андреев, Федоров, Амосова.

В издании 2012 года Андреева и Данилевского фрагмент о решении Переяславльской рады звучал проще: «В январе 1654 года на Переяславльской раде было принято решение о вхождении Украины в состав России. При этом Украина получала автономию: царь сохранял гетманское управление, права и вольности казачьего войска, самоуправление городов».

«Обман, воровство, взяточничество процветали на всех этажах власти»

В новых учебниках, как и раньше, можно прочитать о пороках самодержавия и неэффективности абсолютной монархии. То ли так укоренились клише, оставшиеся еще с советских времен, то ли все-таки идеологическое влияние в этих местах оказалось не слишком сильно. Например, вот какой пассаж можно найти про эпоху Николая I.

Путина часто сранивают с Николаем I. Несмотря на это, в новом учебнике эпоху Николая не пощадилиПутина часто сранивают с Николаем I. Несмотря на это, в новом учебнике эпоху Николая не пощадили

«Итоги его царствования были неутешительными. Попытки выстроить патриархальное государство-семью потерпели неудачу. Стремление монарха лично контролировать все сферы российского общества оборачивалось слабостью системы управления. Работа бюрократического в основе своей аппарата власти приходила в расстройство. Воспитанные беспрекословно исполнять волю начальства чиновники не были заинтересованы ни в успехе проводимых мероприятий, ни в повышении своего профессионализма. В итоге — обман, воровство, взяточничество процветали на всех этажах власти», — говорится в учебнике за авторством Ляшенко, Волобуева, Симоновой. 

Звучит довольно современно. Учебник одобрен Министерством образования и науки РФ. Соответствующая помета в книге имеется. 

«Индустриализация в условиях враждебного окружения»

Наверное, самое непростое для авторов учебников — описание эпохи Сталина. В новом историко-культурном стандарте из числа 20 трудных вопросов отечественной истории три касаются именно этого периода (среди исторических деятелей это «рекорд»). Спорные моменты в стандарте сформулированы так: «причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина, причины репрессий», «оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны», «цена победы СССР в Великой Отечественной войне».

Для сравнения, в учебнике 2006 года для 10 классов под редакцией Никиты Загладина, Сергея Козленко, Сергея Минакова, Юрия Петрова, по которому раньше учились школьники, параграф, посвященный культу личности Сталина и репрессиям, составлял 12 страниц. В учебнике, выпущенном в этом году издательством «Дрофа» за подписью Олега Волобуева, Сергея Карпачева и Петра Романова по новому историко-культурному стандарту, тем же самым вопросам отведено лишь две страницы текста.

1930-е годы описаны как эпоха индустриализации, поднявшая страну. О репрессиях тоже сказано, но эту часть сильно сократили, а общего числа жертв сталинских лагерей приводить вообще не стали1930-е годы описаны как эпоха индустриализации, поднявшая страну. О репрессиях тоже сказано, но эту часть сильно сократили, а общего числа жертв сталинских лагерей приводить вообще не стали

Да, Волобуев, Карпачев и Романов оставили пункт, что «диктатура Сталина стала важнейшей чертой советского общества» и «всевластие одного человека противоречило демократическим принципам». Да, они признают, что «в СССР возникла целая закрытая империя исправительно-трудовых лагерей» — ГУЛАГ. Тем не менее озадачивают диаграммы, занижающие количество заключенных Дмитлага, работавших на строительстве канала Москва - Волга и погибших в лагере. Более того, авторы не приводят вообще никаких данных о количестве репрессированных в сталинский период и погибших в лагерях. Вместо этого такие строки: «Высшая точка репрессий пришлась на 1937-1938 гг. По данным историков (ссылка не указана – прим. ред.), за два года были арестованы примерно 1,6 млн человек, 680 тыс. из них приговорены к расстрелу». О том, что перед этим оказался репрессирован командный состав РККА и чем это обернулось в 1941-1942 годах, — ни строчки. О шарашках при НКВД, где трудились попавшие в заключение ученые и инженеры, – ни слова.

В старом учебнике Загладина, Козленко, Минакова, Петрова итоги сталинских репрессий описывались куда предметнее: «Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953 год к смертной казни было приговорено 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли 18 млн человек».

В начало главы о 1930-х годах авторы нового учебника Волобуев, Карпачев, Романов вынесли достижение сталинской эпохи – индустриализацию. «Индустриализация проходила в условиях “враждебного” окружения. Следствием противостояния с “миром капитала” стало создание военно-промышленного комплекса, — пишут авторы. — Здесь не действовали принципы рыночного хозяйства, на которых выросла индустрия Запада». Еще один абзац о показателях: «По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и второе место в мире – вслед за США. Удельный вес нашей страны в мировом производстве в 1937 году составлял 13,7% против 2,6% в 1913 году. Советский Союз превратился в индустриальную державу».

Коллективизация трактуется аналогичным образом: «Ни отмена крепостного права, ни Столыпинская реформа не изменили столь сильно жизнь деревни, как введение колхозного строя. Безвозвратно ушли в прошлое патриархальная крестьянская Русь». Чуть ниже: «Был остановлен характерный для второй половины XIX – начала XX века процесс расслоения крестьянства». Про трагедию раскулачивания сказано только: «Одновременно с ликвидацией кулака ушел из жизни тип предприимчивого хозяина-труженика». 

Для сравнения — несколько строк из предыдущего учебника Загладина, Козленко, Минакова, Петрова. «Модернизация СССР в 1930-е годы не сняла все проблемы развития страны». «Модернизация лишь частично изменила социально-демографическую структуру Советского Союза. Сельское население составляло большую часть населения страны (55%)».

«Единый антироссийский фронт»

Отсутствие в новом учебнике хоть какого-нибудь анализа причин больших потерь и отступления Красной армии в первый период Великой Отечественной войны уже не удивляет. Все это осталось в учебниках 90-х. Теперь текст начинается с фразы: «Война началась внезапно для расположенных вдоль границ советских воинских частей». Никаких упоминаний о директиве №1, разосланной в 23.30 войскам о приведении приграничных военных округов в боевую готовность. Зато в числе тех, кто выступал с обращениями к гражданам в первые дни войны, между Молотовым и Сталиным упомянут «глава Русской православной церкви митрополит Сергий», обратившийся «с патриотическим посланием к верующим».

Для описания событий новейшего периода истории России авторы учебника отвели 51 страницу. Из них 16 страниц посвящены эпохе Бориса Ельцина, 35 – периоду правления Владимира Путина, с перерывом на президентство Дмитрия Медведева. 

Это фото, свидетельствующее о прежней пылкости отношений России и США, в учебниках пока еще естьЭто фото, свидетельствующее о прежней пылкости отношений России и США, в учебниках пока еще естьcars.ru

Последняя часть кажется слишком комплиментарной. Отмечается, что Путину «досталось непростое наследство». Среди проблем перечисляются: «внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности», «незначительный золотовалютный резерв, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов», «своеволие региональных властей», «влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти», «низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад». «Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение второго его президентства», — подчеркивают авторы учебника. Ниже — несколько страниц об улучшениях в экономике и социальной сфере.

В части политических преобразований отмечается, что к началу нулевых «электорат разочаровался в либеральных реформах». Решение об отмене одномандатных округов перед выборами в Госдуму 2007 года объясняется так: «Отказ от выборов по одномандатным округам был призван снизить использование административного ресурса для проведения “своих” кандидатов. Новый порядок выборов облегчил формирование законодательных инициатив и решений». О том, что в 2014 году одномандатные округа на выборах в Госдуму вернули, нет ни строчки. Ничего не говорится о подверстанном к событиям в Беслане 2004 года решении упразднить выборы глав регионов. Вместо этого есть другой абзац: «На фоне думских и президентских выборов [декабря 2011-го, марта 2012 года] активизировалась оппозиция как праволиберальная, так и крайняя левая. Довольно многолюдные митинги были проведены в Москве, например, на Болотной площади. Необходимость дальнейшей демократизации общественной жизни признала и государственная власть. Так, были приняты решения об избрании губернаторов и облегчении правил юридической регистрации политических партий». Ниже с красной строки: «Выборы 2011 года в Государственную думу подтвердили доминирующее положение в ней “Единой России”». О последовательном внедрении «двуглавой» системы местного самоуправления и повсеместного отказа от всенародных выборов мэров — опять ничего.

Заканчивается глава о власти и обществе в начале XXI века пространным объяснением нынешнего кризиса: «В 2014 году Россия столкнулась с серьезными политическими и экономическими трудностями, вызванными политикой санкций со стороны стран Запада в связи с событиями в Украине и воссоединением (после референдума) Крыма».

Внешней политике России отведена самая существенная часть последнего раздела. Среди прочего описываются «так называемые “цветные революции”», «произошедшие в Грузии и Украине», «революция тюльпанов» 2005 года в Киргизии. 

Сильнее прочих недоумение вызывает последний блок, посвященный событиям конца 2013-2014 годов в Украине. «Янукович (под угрозой для его жизни) тайно покинул Киев и вскоре вынужден был укрыться в России. В Киеве незаконно было сформировано новое правительство», — безапелляционно констатируют авторы учебника. Присоединение Крыма к России описывается так: «11 марта 2014 года постановлениями Верховного совета автономной республики Крым и Севастопольского городского совета была принята Декларация о независимости. Так революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики и на революционной волне выплеснулся “поплывший” в другом направлении Крым». 

О сбитом над Донбассом Boeing учебники не рассказывают. Да и вообще анализ происходящего в отношениях между Россией и Украиной трудно назвать всестороннимО сбитом над Донбассом Boeing учебники не рассказывают. Да и вообще анализ происходящего в отношениях между Россией и Украиной трудно назвать всестороннимwnovosti.ru

«В странах Запада сложился во главе с США единый антироссийский фронт, ставящий целью с помощью системы санкций “наказать” Россию за Крым и за неприятие большинством населения юго-восточных областей Украины национализма киевской власти. Налаживаемые в течение двух десятилетий партнерские отношения между Россией и странами Запада во многом были сведены на нет», — заканчивается глава о современной внешней политике России.

Нужно отметить, что отсутствие критики действующих руководителей страны типично для школьных учебников. Так книги, издававшиеся в 90-х, не ставили под сомнение необходимость расстрела в 1993 году Дома Советов в Москве и разгон Верховного Совета РФ. Куда любопытнее фиксируемая смена тональностей. «С избранием президентом РФ В. В. Путина отношения со странами Запада стали более открытыми, динамичными и гибкими. Российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий “холодной войны”, — подчеркивалось в учебнике 2006 года за авторством Загладина, Козленко, Минакова, Петрова. — По методам борьбы с терроризмом, нарушающими принципы нераспространения оружия массового поражения, между Россией и США сохраняются разногласия, но общая заинтересованность в сотрудничестве позволяют преодолевать их. Расширились возможности сближения России с Евросоюзом, особенно с Германией и Францией, по многим вопросам, в том числе и ее подключения к евроинтеграции». Сейчас о дружбе с Западом в учебниках вспоминают вскользь.

Вместо итога

Профессор факультета истории Высшей школы экономики, член рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Игорь Данилевский в интервью «Медузе» заявил на этой неделе: «Никаких особенных отличий от прошлых учебников у новых не будет. Единственное, что вызвало споры, это год, на котором заканчивается рассмотрение. Рабочая группа приняла решение, что лучше закончить 2013-м, хотя я считаю, что лучше бы остановились на 2000-м. Сложные исторические вопросы были вынесены вовне».

Возражений эта позиция не вызывает. Так повелось еще с дореволюционной России, что история страны преподается детям списками дат, событий, имен. Все это напыляется трактовками, идеологически необходимыми для действующих руководителей государства. Почти не предпринималось попыток дать школьникам понимание многообразия других государств, а также экономических и культурных традиций, которые вошли в сплав современной России.

www.znak.com

Новые учебники истории в 2016-2017 году: что думают учителя?

Во всех учебных заведениях средней общеобразовательной системы (школах) вводятся новые единые учебники по истории. Что думают учителя о предложенных стандартах преподавания истории в школе по новым учебникам? Как будет вестись обучение истории в 2016-2017 учебном году по новым учебникам?

Сегодня школам предлагают одну из трех линеек учебников истории, одобренных Министерством образования и науки РФ, а не 100, как раньше. Некоторые школьные учителя истории и обществознания уже работают с пособиями. Они рассказали «Русской планете», какие достоинства и недостатки есть у каждой из серий, выпущенных издательствами «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Дети в Сети

– С едиными учебниками будет легче подготовить детей к ЕГЭ, а сейчас к нему добавился экзамен в девятом классе, — делится соображениями с корреспондентом РП Ольга Свешникова, учитель истории из Екатеринбурга. — Учебники трех издательств соответствуют требованиям единого государственного экзамена, в них есть все необходимое для подготовки к итоговой аттестации. Не возникают разночтения в терминологии, в базовой трактовке исторических событий.

Бесспорное достоинство новых учебников и в том, что каждая тема сопровождается большим количеством грамотно составленных вопросов и заданий, помогающих освоить и осмыслить пройденный материал. Но некоторые педагоги полагают, что их чересчур много.

– Знаете, как говорят: слишком хорошо — тоже плохо. Как педагогу, мне кажется, что трех-пяти заданий к одному параграфу вполне достаточно, — уточняет Ольга Свешникова. — Причем на некоторые вопросы невозможно ответить без самостоятельного поиска нужной информации в Интернете. А учитывая, какая сейчас в Сети ситуация со структурированием и содержанием информации, оправлять детей в самостоятельное плавание, как мне кажется, не стоит. Нет никакой гарантии, что в поиске ответа на вопрос «За что монархисты убили Распутина?» они не наткнутся на сайты с экстремистским содержанием.

История без «хороших» и «плохих»

Учителям понравилось, что в новых учебниках звучат темы, которые раньше не освещались вовсе или упоминались вскользь. Например, что у славян зачатки государственности появились еще до прихода норманнов, о героизме участников Первой мировой войны, о работе разведки и контрразведки.

– Мне симпатизирует, что история разных народов больше не подается абсолютно изолированно друг от друга, — говорит корреспонденту РП Оксана Кирилюк, учитель истории. — Когда я училась в школе, нам рассказывали о российской истории, и совершенно отдельно, безо всяких пересечений, — о зарубежной. В результате складывалось впечатление, что князь Игорь, Ричард Львиное Сердце, наемные убийцы-ассасины и гроза крестоносцев Салах-ад-Дин жили в разные эпохи, а ведь все они были современниками! Теперь в учебниках издательства «Просвещение» есть специальный раздел «Современники». Из него можно узнать, например, что Иван Грозный и английская королева Елизавета I жили в одно время, состояли в переписке.

Авторы единых учебников истории заявили, что большинство спорных вопросов осветят более объективно, чем раньше. И педагоги говорят, что им удалось этого добиться.

– Самый актуальный пример — вопрос вхождения Украины в состав России, — поясняет корреспонденту РП Ирина Немова, учитель истории из Оренбурга. — В учебниках больше не говорится, что все без исключения украинские казаки отнеслись к этому решению с энтузиазмом. Были и те, кто выступил против, воевал на стороне Речи Посполитой. Настолько же объективно освещаются и действия Екатерины II, присоединившей территорию Украины к российской.

Новые учебники стали взрослее: мир, который в них описывается, больше не окрашен в черные и белые цвета.

– К истории нельзя подходить с оценочной позиции. И хотя детям проще воспринять исторических личностей, поделенных на «хороших» и «плохих», им пора взрослеть. Пора понять, что абсолютно правых и виноватых не бывает, — продолжает Ирина Немова. — Поэтому мой любимый раздел в учебниках издательства «Просвещение» — это «Историки спорят». В нем показывают разные, порой диаметрально противоположные трактовки роли отмены крепостного права или Октябрьской революции, значения личности Ивана Грозного или Иосифа Сталина.

– На уроках разгораются жаркие споры. Они помогают детям сформировать свою собственную точку зрения, ведь в новых пособиях больше нет вердиктов и жестких оценок. И если один из оппонентов в пылу спора огреет другого учебником по голове, то ничего страшного не случится. Шучу, конечно, — говорит Оксана Кирилюк. — Мне очень понравилось, что учебники догадались разделить на несколько частей. В 9 классе пособие разбито на две части, в 10 — на три. Так и нагрузка на позвоночник детей меньше, и сами учебники дольше прослужат, особенно те, что в мягкой обложке. А это тоже важно, учитывая, насколько дорого они стоят. К сожалению, правда, словари терминов и персоналий, списки источников и литературы даются только в третьей части.

«А кто это?»

Среди явных недостатков, характерных для всех учебников, школьные учителя отмечают недостаточно качественную работу с иллюстративным материалом.

– Это, конечно, хорошо, что в новых учебниках используются не только произведения известных художников, но и менее знаменитые полотна, но в таком случае они должны быть подписаны, — говорит корреспонденту РП Елена Макогонова, учитель истории из Красноярска. — Честно скажу: даже я, педагог со стажем, далеко не всегда могу вот так сразу, навскидку, сказать, чей портрет перед нами, а уж тем более — кто его написал, в каком году. Да и дети постоянно спрашивают: «А кто это?» Полагаю, что эта информация должна быть указана под каждой иллюстрацией с художественным произведением. Неподписанных иллюстраций больше всего в учебниках издательства «Просвещение», меньше — в «Русском слове». 

В учебниках «Дрофы» для иллюстрации современного периода истории часто используются плакаты, карикатуры, репортажные фотографии. Это новшество учителя восприняли с энтузиазмом. Но в истории Великой Отечественной войны они хотели бы увидеть больше фотографий «Катюш», танков, истребителей: так можно было наглядно объяснить детям, почему эту войну назвали «войной моторов».

Что касается карт-схем, то их достаточно во всех учебниках, кроме тех, что посвящены истории XX–XXI века. По мнению Ольги Свешниковой, карта, на которой было бы отмечено расположение баз НАТО вокруг России, очень помогла бы детям понять современную геополитическую обстановку.

«Не на граните выбит»

Школьные педагоги надеются, что по мере доработки учебников в них будет исправлен еще один существенный недостаток, характерный для каждой из линеек, а именно — неточность ряда формулировок.

– Больше всего подобны ляпов в учебниках издательства «Дрофа», — уточняет  Ирина Немова. — Поясню, о чем идет речь. В учебнике для 8 класса говорится: «Барокко — в России развитие архитектуры барокко в первой половине XVIII века отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии…»  Ни единым словом не упомянуто, что барокко — это художественный стиль, а это обязательно нужно сказать. Правила формулировки определений должны соблюдаться, ведь с введением ЕГЭ дети и так отучились точно выражать свои мысли.

С другой стороны, учителям нравится, что материал изложен не таким академическим языком, как раньше. Яркое, выразительное повествование вызывает у детей больший интерес. А те, кому захочется узнать больше по той или иной теме, смогут воспользоваться добротными, хорошо проработанными списками дополнительной литературы.

– Главное, что стало понятно за первый период апробации, так это то, что новые учебники не на граните выбиты. Авторы готовы слышать и учитывать замечания и предложения школьных педагогов, — резюмирует Ольга Свешникова. — А значит, есть надежда, что вместе нам удастся создать действительно достойные пособия, пусть даже на это уйдут годы совместной работы. Нам в любом случае придется сформировать общее культурное пространство, и новые учебники — шаг на этом пути. Мы с коллегами готовы сказать им скорее «Да», чем «Нет».

Подписывайтесь на каналы "Informatio.ru" в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Учебники.by

  • Умней-ка. 4—5 лет. Развитие речи

    Автор: Старжинская Н. С.
    Предметы: Развитие речи и культура речевого общения, Ребенок и общество
    Группа: 3–5 лет

    Учебное наглядное пособие направлено на закрепление у детей от 4 до 5 лет правильного звукопроизношения, развитие дикции и интонационной выразительности речи, знакомство со звучащим словом. Материал пособия способствует закреплению и уточнению словаря ребёнка, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. Подробнее

  • Испанский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь

    Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса по испанскому языку, в который также входят учебное пособие и звуковое приложение. Подробнее

  • Английский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь-2

    Рабочая тетрадь дополняет учебное пособие и содержит упражнения, способствующие развитию устойчивых навыков чтения и письма, а также активизации грамматических структур в устной и письменной речи. Подробнее

  • uchebniki.by

    Новые учебники выложены на сайте Национального образовательного портала.

    Большинство новых книг пополнят ранцы первоклашек, учеников третьих классов и семиклассников. Среди них — учебники по алгебре, физике, географии и даже букварь. Интересно, что посмотреть и скачать эти книги можно на сайте Национального образовательного портала.

    Фото: Вадим Замировский, TUT.BYСнимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

    Всего к концу года в стране будет издан 41 новый учебник. 30 из них появятся к 1 сентября, 11 — до конца года. Все они адаптированы к новой учебной программе.

    По мере подготовки к изданию учебники будут загружаться на сайт Национального образовательного портала.

    — К 1 сентября появятся те пособия, которое уже изданы, — рассказала Валентина Гинчук, заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования. — Остальные 11 появятся в сентябре-октябре.

    Для первоклашек, например, среди новых книг — букварь, працоўнае навучанне, беларуская мова.

    Третьеклассники получат новые математику, русский язык, беларускую мову, музыку, литературное чтение и літаратурнае чытанне.

    Семиклассников в школах с русским языком обучения ждут новые алгебра, биология, русская литература и другие.

    Напомним, во время республиканского педагогического совета Александр Лукашенко рассказал, что к 1 сентября 2019 года по всем предметам появятся новые учебники. По словам президента, в них будет усилена практическая направленность.

    — Это не значит, что те учебники, которые появятся 1 сентября 2019 года, будут идеальными. Но учебник — это постоянное творчество — постоянно будем дополнять и менять, — заявил глава государства.

    Отметим также, что на днях Министерство образования объявило новые цены на школьные учебники. Дороже всего комплект будет стоить для учеников 7-го класса. За пользование книгами в течение года родителям нужно заплатить 20,28 рубля. Самыми же бюджетными оказались учебники для четвероклассников — 6,7 рубля.

    news.tut.by

    Новые учебники: больше пользы или вреда? | Онлайн

    Ямбург Евгений Александрович 18:40 20/03/2012

    Ведущий конференции: Здравствуйте, уважаемые зрители «Аргументов и фактов». Меня зовут Ксения Бабич. В гостях у нас сегодня заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Евгений Александрович Ямбург. Евгений Александрович, здравствуйте! Ямбург Евгений Александрович: Здравствуйте! Ведущий конференции: Сегодня мы поговорим о новом перечне учебников, который был принят недавно Министерством образования России. Это «Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к обучению в обычных и коррекционных школах на 2012-2013 годы». Евгений Александрович, скажите, пожалуйста, что такое хороший учебник и какие у него шансы попасть в такой список? Ямбург Евгений Александрович: Это очень трудный вопрос, потому что хороший учебник – это учебник, написанный правильно с научной точки зрения, хорошим человеческим языком и с прекрасным методическим аппаратом. Это идеальный учебник. Должен сказать, что таких в природе не существует. Любой учебник имеет очень много презумпций, его очень трудно писать и дети меняются, мир меняется. Сегодня даже четырехлетний ребенок, когда ему даешь книжку, делает движение руками и спрашивает: А почему не увеличивается? Это уже электронное поколение. Иногда мы не успеваем и это нормально. Хороший учебник – это идеальный учебник. Ведущий конференции: В список включено около 2500 учебников, большое количество. Ямбург Евгений Александрович: Я объясню, пусть люди не пугаются. Через год этот список будет сокращен вдвое. Тут надо понять, что происходит. Существуют старые федеральные стандарты и дети продолжают по ним учиться, потому что нельзя сказать: с этого момента все классы перешли на новые стандарты, поэтому примерно половина учебников, без которых не обошлись, написаны по старым стандартам, дети должны продолжать обучение, а другая часть написана уже с новыми стандартами, поэтому их получается вдвое больше. Ведущий конференции: А учителям по каким учебникам проще учить детей, по старым или по новым? Ямбург Евгений Александрович: Вопрос заключается в том, что меняется содержание, технологии, поэтому учителям, которые учили по старым стандартам, никуда не деться, изменились программы, стандарты и им тоже придется переходить на новые стандарты. В этом смысле, легче или не легче – это не вопрос. Что оптимальнее для детей – вот в чем вопрос. И, кстати, чем тяжелее учителю, тем легче детям. Не бывает, чтобы было легко и тем и другим. Ведущий конференции: А как различаются рекомендованные и допущенные учебники? Ямбург Евгений Александрович: На самом деле допущенные учебники имеют гриф Министерства образования. Надо отдавать себе отчет вот в чем. Мало того, что стандарты меняются, дети еще разные. Учитель вправе выбирать ту линейку учебников, которые будут оптимальны для конкретного контингента детей. Я приведу пример, чтобы было понятно. В начальной школе есть блистательный учебник Петерсона, он написан в логике теории развивающего обучения, в основе подхода Эльконина-Давыдова, но этот учебник годится преимущественно для детей сохранных, не имеющих проблем в развитии, и для других детей он может быть очень сложен, и тогда родители должны будут вечером дублировать учителя. Дети рождаются разными, и психические особенности, и физическое развитие разное, поэтому, помимо того, что стандарты меняются, должны оставаться учебники, рассчитанные на разный контингент детей, в том числе и коррекционный. Грамотный учитель, проанализировав тот контингент, который к нему пришел, должен подобрать те учебники, которые будут оптимальны для данных конкретных детей, притом что все стандарты образования надо выполнить, но способы выполнения стандартов и методики могут быть разными. Поэтому то, что учебников сегодня так много, на мой взгляд, это положительно при умном учителе, но если учитель неквалифицированный, и один учебник не поможет. Ведущий конференции: То есть еще возникает вопрос о качестве учителей? Ямбург Евгений Александрович: Конечно. Это первый вопрос, потому что при всех учебниках первый вопрос – это профессиональная подготовка учителя. Если брать такие предметы как история, плохо, когда один учебник. Я не очень верю, что за учебниками будущее. Я знаю, что в некоторых странах по общественным дисциплинам уже давно нет учебников. Есть интернет, учителя вместе с детьми отбирают необходимую информацию, документы, то есть учебник – не единственный источник информации сегодня в старшей школе. Ведущий конференции: К нам поступили вопросы от читателей, в частности спрашивают, есть ли, наряду со списком рекомендованных учебников, те учебники, которые не рекомендуют к использованию и какие учебники Министерство образования не приняло, высок ли процент учебников, которые не проходят? Ямбург Евгений Александрович: Я не могу ответить, не встречал ни одного письма Министерства, где было бы написано, что ни в коем случае не использовать эти учебники. А вот дальше начинается интересная вещь. Я посмотрел довольно большое поле учебников истории, так как я - историк. Был замечательный учебник 8 класса по 19 веку профессора Ляшенко, он рекомендован, есть в этом списке. Очень неплохие учебники 6-7 класса профессора Андреева, тоже они есть, для 10 класса учебник Павленко, он тоже есть в списке. Право выбора учебника, особенно по общественно-политическим дисциплинам, это и демократично, и для развития детей и учителей очень важно. Возьмем иностранный язык. Есть стандартный учебник для специализированных школ Верещагина, он годами проверен, по нему можно работать в школах с углубленным изучением иностранного языка, но никто не запрещает учителю взять оксфордский учебник, если согласны родители, и работать по нему. Таких запретов я не видел. Ведущий конференции: Министерство образования в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» до 2015 года дало задание экспертам подготовить новые учебники для детей, которые плохо знают русский язык или русский не является для них родным языком. Ямбург Евгений Александрович: Это абсолютно необходимая вещь. В разных городах по-разному, но в московских школах уже до 30% ребят-выходцев из южных республик. Представьте себе ситуацию, когда в тех же классах сидят представители республик Кавказа, для которых этот язык не родной и сидят русскоговорящие дети. Поэтому крайне необходимо для их интеграции изучать русский язык как иностранный, мы уже обучаем учителей этому. Это настоятельная необходимость. Мы не загородимся от миграции и чем раньше мы интегрируем, русский язык как язык межнационального общения очень важен, тем лучше. Ведущий конференции: А как это будет выглядеть? Дети, которые плохо знают русский язык будут по своему комплекту учебников заниматься, а все остальные по другому? Ямбург Евгений Александрович: В этом ничего страшного нет. Вот развести их по разным классам, это плохо. Тогда мы гетто будем создавать, а то, что в рамках одного и того же класса могут быть разные образовательные маршруты и траектории и учитель, владеющий методикой преподавания русского языка как иностранного, будет адекватно давать эти знания, а эти дети, общаясь друг с другом на русском языке, обогащать свои знания, что же в этом плохого? Здесь дискриминации нет. Если вы попадете в любую другую страну, тоже встретитесь с ситуацией, когда вы – не коренной житель и не знаете языка в совершенстве. Это нормальная ситуация, поэтому существуют кроме этого дополнительные занятия, где это можно сделать, в группах продленного дня, на часах индивидуальных занятий. Чем раньше мы начнем эту интеграцию, лучше с детского сада, тем больше у нас шансов сохранить и единство страны, и нормальные взаимоотношения между детьми. В противном случае плохо будет. Ведущий конференции: Все больше учебников выпускается небольшой группой крупнейших издательств.. Так, например, у «Просвещения» практически 40% учебников, остальные издательств делят между собой сектор выпуска учебной литературы. Это плохо или хорошо, что не приходят новые издатели на этот рынок? Ямбург Евгений Александрович: Это вопрос не ко мне, а к издателям. Я вообще против любой монополии. Понятно, что «Просвещение» - монополисты на этом рынке. На самом деле очень часто учебники отличаются не только содержанием, а методическим аппаратом оснащения, то есть как он развивает ребенка, какие задания даются. Один и тот же учебник может быть разноуровневым, там могут быть задания для продвинутых детей, обычных, для детей с проблемами. Это все требует движения. А в монополии это сложнее. Мировой тренд такой, что чем дальше, тем больше не учебниками будем пользоваться, а интернетом. Ведущий конференции: Правительство попыталось внедрить электронные учебники, чтобы облегчить детям портфели. Как вы оцениваете эту позицию? Ямбург Евгений Александрович: Опоздали мы уже. Электронные учебники – вещь абсолютно необходимая сегодня, потому что, конечно, она облегчает, но понимаете, в чем дело, должно быть огромное требование к разрешающим возможностям экрана, если это дешевые вещи, «сделанные на коленке», то мы зрение детям посадим. Там, где их уже внедрили, дети говорят, что уже им нужен планшет, нужен выход в интернет, потому что это тоже паллиатив, это от бедности. Когда есть планшет, зачем электронный учебник? И к этому придет. Мы на этом не остановимся конечно. Ведущий конференции: Я знаю, что Вы сторонник веера учебников. Объясните, почему их должно быть много и почему учитель должен быть настолько квалифицированным специалистом , чтобы разбираться в них. Ямбург Евгений Александрович: Я уже немного объяснял. Во-первых, потому что дети разные и в этом смысле невозможно стандартно преподавать разным детям, потому что у одного психические функции сформированы, а у другого проблемы. Один ребенок как сосуд, сколько его не наполняй, он наполняется, а часто бывают дети как сосуд без дна, сколько не наполняй, ничего не получается, но, как я объясняю, стенки сосудов все равно надо промывать. Поэтому один ребенок усваивает глазами, другой ушами, третий во время письма, это уже дифференциация обучения с учетом психо-физических особенностей детей. Разные учебники при наличии профессионального педагога – это просто разный инструмент и разные лекарства, не может быть одного лекарства и от легких, и от сердца, поэтому для одного ребенка этот учебник – благо, а для другого – вред. Это одна сторона. Если брать старшую школу, особенно общественно-политические дисциплины, надо учить детей рассматривать разные позиции, разные точки зрения, готовить их к диалогу. Учебник может быть написан с либеральных позиций или с консервативных, умный учитель возьмет и тот, и другой, и скажет: давайте посмотрим. Вот аргументы этой стороны, а это аргументы другой стороны. Смотрите, что показали последние события. Люди не способны к диалогу, они слушают только себя. Поэтому я сторонник выбора учебников. Когда мне говорят: Бедный учитель. Он запутается. Я понимаю, учителя – тоже люди и могут быть менее квалифицированными, но холодного ремесленника, плохо подготовленного специалиста ни один учебник не спасет. Ведущий конференции: Еще вопрос об участии государства в переписывании учебников. Я знаю, что в Украине была такая ситуация, когда в учебнике истории подкорректировали и вписали те события, которые посчитали важными. Есть ли в России такая ситуация? Ямбург Евгений Александрович: В России ситуация меняется каждые полгода, а учебник не может писаться каждые полгода. «Школа стоит не на Луне». Это выражение Януша Корчака. Если кому-то не нравится это выражение, то Ленин писал: «Школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие». Это абсолютно два разных человека. Один – лидер коммунистического государства, другой, Корчак, работал в буржуазной Польше, но и тот, и другой правы. Оторвать контент учебников от того, что происходит, нельзя. Не далее как год назад появились проекты учебников, где Сталин трактовался как эффективный менеджер, что для меня было чудовищно. Это моя точка зрения, а могут быть люди с другой точкой зрения. В первую президентскую кампанию, когда выяснилось, что коммунистическая партия может набрать много голосов, вдруг пошли фильмы по телевидению о том, как Сталин издевается над Жуковым, вдруг мы вспомнили, что это тиран. Не может учебник писаться то так, то эдак, поэтому особенность наших современных учебников в том, что они аккуратны и осторожны, авторы боятся. У нас тренд меняется довольно часто, очень конъюнктурно, это плохо. Большая беда этих учебников в том, что они все-таки стараются и невинность соблюсти, и капитал приобрести. С одной стороны, это неплохо, какой-то баланс поддерживается, а с другой стороны, мы все равно от дискуссии не уйдем и дети – не идиоты, они сидят в интернете, они спрашивают. Школа государственная и государство имеет право вмешиваться, но, на мой взгляд, это вмешательство должно быть очень деликатным и не транслировать каждую новую политическую линию как единственно верную. Мы это уже проходили. Был такой момент в истории СССР, когда был один учебник истории – краткий курс ВКП(б). Ну и кого это остановило? На этом учебнике воспитан Сахаров и диссиденты и их гонители, а это было в тех условиях, когда был «железный занавес», когда не было информации. Сегодня, когда есть такая мелочь как интернет, смешно об этом говорить. Придется обсуждать и спорные, и острые вопросы, которые касаются экономики, политики, религии. В курсе обществознания, экономики от этого не уйти. Учебник давно перестал быть, особенно в старших классах, единственным источником информации. Я только что вернулся из Алтайского края, встречался с учителями, восхищен тем, что она там сделали. 59 школ отремонтировали и реконструировали, преимущественно сельских, и там уже есть интернет. Уже даже дома у ребят в деревнях есть интернет. Ведущий конференции: А как Вы оцениваете недавнее предложение Минкомсвязи и Министерства образования о том, что web-камеры, которые использовались на выборах, собираются объединить и сделать из этого интернет-телевидение, онлайн-вещание для школьников, где будут транслироваться уроки лучших учителей страны? Ямбург Евгений Александрович: Это все замечательно. Ведущий конференции: Будут дети смотреть или нет? Ямбург Евгений Александрович: То, что дети будут или не будут смотреть, это не вопрос принуждения, это вопрос мастерства учителя. Проект может быть очень интересным. Я один раз позавидовал американцам. В самом маленьком городе Америки есть кинотеатр, в любом городе он есть. У них есть традиция, когда крупнейшие оперные премьеры такого театра как Metropolitan в режиме онлайн транслируются на этот кинотеатр в каком-то заштатном городишке, дети сидят и смотрят. Я был бы счастлив, если бы это было у нас. Года два назад все дети с энтузиазмом смотрели «Аватар». Я тоже пошел посмотрел. Технически сделано блестяще, хотя ничего нового для себя не открыл. Никаких плохих идей там нет, идеи те же, которые мы читали у Стругацких 30 лет назад. Когда дети вернулись, я предложил им посмотреть немного другой фильм, который, на мой взгляд, интереснее. Это фильм Тарковского «Солярис». Причем, я их сразу предупредил, что когда я первый раз смотрел этот фильм, я был полным глупцом, и понял этот фильм только с пятого раза. Немного рассказал о Тарковском. Посмотрели первый раз и попросили взять диск домой. Через неделю пришли родители с благодарностью. Впервые нашлись общие темы для обсуждения (смеется). Я это к тому говорю, что это инструментовка, дети не виноваты, потому что тот контент, который идет в попкорновых кинотеатрах – это специфический коммерческий контент. Тот контент, который идет по телевидению, даже обсуждать не хочу, это отдельная тема. Умный учитель сделает так, что они будут смотреть, но не только уроки учителей, это скорее важно для учителей, а какие-то события, связанные с культурой: премьера в Большом театре, открытие какой-то выставки в Пушкинском музее. Я рад, что эти камеры пригодятся еще в каком-то полезном деле.

    www.aif.ru

    Чем новые учебники истории отличаются от нынешних — Российская газета

    Научно-методический совет минобрнауки одобрил три линейки новых учебников истории. Это значит, что именно эти книги попадут в федеральный перечень и будут рекомендованы школам. Чем новые книги отличаются от тех, по которым сегодня занимаются школы? Почему на обложках учебников нет авторов? Об этом "РГ" рассказывает научный руководитель авторского коллектива одной из линеек, ректор МГИМО, академик РАН Анатолий Торкунов.

    Анатолий Васильевич, с 1 сентября в школах появится единый учебник истории. Не получится ли так, что теперь всех детей будут учить, как под копирку, опираясь на схожие тексты?

    Анатолий Торкунов: Вспоминаю своего учителя Марка Моисеевича Черняка, блестящего историка. Даже во времена, когда в школах был один учебник истории, он знакомил нас, в рамках возможного, конечно, с разными оценками, позициями, касающимися не только событий Октября 1917 года, но даже советского периода. Опасения, что школьников теперь будут учить истории по одинаковым книгам, напрасны. Я принимал участие в подготовке 11 книг из 40. Знаком со всеми тремя линейками учебников, которые одобрены минобрнауки. Прочитал несколько раз всю линейку учебников, над которой работал, как научный руководитель. А это 1547 страниц. Не сомневаюсь: получились хорошие, содержательные, интересные книги.

    Наши молодые люди должны быть вооружены достаточно четкими и ясными представлениями об истории собственной страны. Фото: РИА Новости www.ria.ru

    История стала предметом ожесточенных дискуссий. Раньше случалось?

    Анатолий Торкунов: Это бывало всегда. Если говорить о молодых государствах, то споры об истории связаны, как правило, с поисками национальной самоидентификации. Если говорить о странах, у которых этот вопрос давно решен, то на первый план выступают вопросы политического и геополитического характера. И наши молодые люди должны быть вооружены достаточно четкими и ясными представлениями об истории своей собственной страны. О том, как эта история развивалась в контексте истории всемирной, во взаимодействии с соседями, и не только с близкими.

    В чем проблема? Школьники, к примеру, очень редко могут осознать, что период, положим, описанный в "Трех мушкетерах", - это время правления первого царя из династии Романовых Михаила и его сына Алексея Михайловича, который, кстати, предпринял немало усилий для реформирования России. И это обстоятельство роднило его в известной степени с другим реформатором - кардиналом Ришелье.

    Дюма - беллетрист: может позволить перекроить и перекрасить историю. Но историк пользуется только фактами и цифрами

    Учебники истории даже в рамках одной линейки излагают разные оценки и точки зрения на то или иное событие. Более того, даются очень важные смыслосодержащие цитаты из разных источников. При этом подход к преподаванию истории в школе теперь действительно будет единым. Он выработан в рамках концепции, разработанной Российским историческим обществом, и эта концепция была одобрена общественностью, в том числе педагогической.

    В одном из интервью вы процитировали Дюма-отца: "История подобна гвоздю, на который можно повесить все что угодно". Наши ученые договорились о том, каким будет гвоздь?

    Анатолий Торкунов: Дюма - беллетрист, автор романов авантюрного жанра. Он может себе позволить немножко перекроить и перекрасить историю. Профессиональный историк пользуется только фактами и цифрами. Если продолжать тему гвоздя, то наши ученые договорились о том, каким будет собственно гвоздь, то есть стержень исторического знания. Попытки же единомыслия в России никогда не удавались. Вместе с тем, когда в начале работы над концепцией появилась критика того, что мы делаем, мы обратились к опыту зарубежных стран, в том числе тех, которые считаются наиболее продвинутыми с точки зрения демократии. Например, Голландия, где история в школах преподается по историческому канону, утвержденному правительством. И уверяю вас, это достаточно жесткий документ.

    Вы говорите, что даже в одном учебнике могут быть разные точки зрения. Получается, на одной странице будет написано, что Сталин - плохой, а на другой - хороший?

    Анатолий Торкунов: Такой подход был бы слишком примитивным. Но вместе с тем, посмотрите: вокруг приближающейся даты 100-летия Октября уже началась большая дискуссия. Она опирается на знания сегодняшнего дня, на огромный исторический, архивный материал, который был открыт в последние десятилетия. Как сказал поэт, "лицом к лицу лица не увидать", и ясно, что с позиции столетней истории мы можем оценивать события Октября более объективно.

    Зачем надо было объединять Февральскую и Октябрьскую революции?

    Анатолий Торкунов: И Февральская, и Октябрьская революции - единый процесс. Революционный психоз, который охватил население в феврале и который, конечно же, имел объективные причины, стремительно перерос в Октябрьский революционный водоворот. Эти два этапа революции привели к страшнейшему для истории страны событию - Гражданской войне, унесшей миллионы жизней, и исходу из страны огромной части образованного населения. Об этом надо помнить, и я поддерживаю предложение возвести памятник или знак примирения в Крыму, который был последним оплотом сопротивляющегося "белого движения".

    Какие события российской истории наиболее трудны для преподавания в школе?

    Анатолий Торкунов: Наша молодежь имеет слабое представление о некоторых важных этапах истории. Знает об образовании Руси и петровских реформах, но слабо представляет себе Смутное время, реформы Александра II , которые были судьбоносными для России, а также особенности развития России в предреволюционное время. Если взять новейшую историю, то это Октябрьская революция, Гражданская война, характер советского режима. Есть вопросы, связанные с началом Второй мировой войны, послевоенного устройства. Формально Вторая мировая война началась в 1939 году, но ее страшным прологом был 1937-й, когда японцы развязали масштабную агрессию против Китая. Кстати, об этом тоже есть в новых учебниках истории. И Россия, и Китай планируют широко отметить 70-летие окончания войны на Дальнем Востоке.

    В аспирантуре вы писали диссертацию по Южной Корее, в начале 80-х годов работали в США. Что сказано в новых учебниках о внешней политике России, есть ли в них, к примеру, информация о Корее, Китае? Что сказано о "холодной войне"?

    Анатолий Торкунов: Внешняя политика России, представление о сущности ее национальных интересов на различных этапах исторического развития составляет одну из главных тем новых учебников по отечественной истории. Конечно, есть в них и основные сюжеты развития двусторонних отношений не только с Китаем и Кореей, но и другими странами мира. Отмечена, например, роль России в борьбе за суверенитет Корейского государства в ХХ веке.

    Раньше на учебниках всегда были указаны фамилии авторов. А почему на обложках новых книг нет никаких фамилий?

    Анатолий Торкунов: Потому, что над новыми учебниками работали десятки людей. Я был научным руководителем авторского коллектива, в котором собрано около двух десятков известных ученых.

    За 15 минут вокруг света

    Может, есть смысл проводить в школах классные часы, тематические уроки о международной ситуации вокруг России?

    Анатолий Торкунов: Школьники, да и не только они, получают сегодня огромный объем информации. К сожалению, чаще всего бессистемно, и, конечно, корректно помочь ребятам разобраться в том, что происходит в мире, и тем более сделать это в историческом контексте, было бы очень полезно. Думаю, такую работу профессиональней всего могли бы делать учителя истории. Как это сделать организационно, должна, по-моему, определять сама школа. Называть такие мини-лекции, занятия можно как угодно - "С Россией вокруг света", "Международный дневник", "Мир за 15 минут"...

    Предполагается, что в 11-м классе будет новый предмет - Россия в мире. О чем и как надо рассказывать на этих уроках?

    Анатолий Торкунов: Концепция и содержание курса истории в 11-м классе, о котором вы говорите, еще не обсуждались в Российском историческом обществе. Но ясно, что этот курс должен быть культуроформирующим и личностнозначимым для школьников. В первую очередь речь идет о включении знаний об отечественной истории в систему миропонимания выпускников, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники, думаю, должны изучать исторические источники, проводить сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. Это будет как раз продолжением той линии, которая сейчас заложена в учебниках для 6-10 классов.

    Что изменится в преподавании истории студентам вузов?

    Анатолий Торкунов: Понадобится менять учебники и в вузах. Думаю, здесь не может идти речь об одной, двух или даже трех линейках. Я за то, чтобы у каждого вуза был свой, соответствующий специфике учебного заведения, учебник. В МГИМО работа над таким учебником идет, могли бы подготовить учебники РГГУ, МГУ, другие вузы.

    rg.ru