Учебники какие: Список учебников на 2020/2021 учебном году

какие изменения необходимо учесть школе при формировании заказа учебной литературы? — Группа компаний «Просвещение»

Об этом на вебинаре 16 июня рассказали главный редактор издательства «Просвещение» Надежда Колесникова, главный редактор корпорации «Российский учебник» Руслан Гагкуев и главный редактор издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Ольга Панасенкова.

18 мая 2020 года был подписан приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 249, в соответствии с которым внесены изменения в федеральный перечень учебников (ФПУ).

Как сообщила Надежда Колесникова, этот приказ в значительной степени носит характер технического документа — инициаторами изменений, которые в нем зафиксированы, являются сами издательства. Однако школам при формировании заказов необходимо эти изменения учитывать.

Презентация со всеми изменениями в ФПУ

Скачать

Руслан Гагкуев рассказал, что изменения в ФПУ внесены по 61 позиции:

  • исправлены опечатки в названиях, именах авторского коллектива, а также указанных классах (согласно авторским договорам и выпускаемым издательствами учебникам)
  • окончательно зафиксированы правообладатели (издатели) по учебникам согласно документам: 
  • учебники «Русский родной язык» для 1-9 классов с момента включения в ФПУ 22. 11.2019 г. выпускаются издательством «Просвещение» (АО «Издательство «Учебная литература» прекратило свою деятельность путем реорганизации и присоединения к АО «Издательство «Просвещение»)
  • учебники для 1-4 классов системы «Планета знаний», а также учебник по черчению Ботвинникова А.Д. и др. выпускаются издательством «Дрофа», которое является правопреемником издательства «Астрель» с 2018 года.
  • тип изменения по каждому учебнику указан в Приложении № 1 к приказу Министерства просвещения от 18 мая 2020 г. № 249.

В Приложении №2 к приказу представлены учебники, исключаемые из ФПУ. Всего исключено 175 учебников, в том числе 144 дубля, и 31 учебник — в связи с содержательными и юридическими аспектами. В линии УМК Виноградовой ОБЖ (5-9 классы) поменялся состав классов в учебниках: было — 5-6 и 7-9 классы, стало — 5-7 и 8-9 классы. Была допущена техническая ошибка, и министерству удалось ее исправить только сейчас.

Для изданий, исключенных из ФПУ, рекомендованы замены. Они обеспечивают комфортный переход, так как оптимально соответствуют заменяемым учебникам по структуре курса, подаче материала, методическому аппарату. Если же школа уже закупила исключенные из ФПУ учебники, их все равно можно использовать в течение нескольких лет — точные сроки устанавливает Министерство просвещения РФ.

Надежда Колесникова напомнила, что 1 сентября 2020 года начнется массовый переход школ на ФГОС среднего общего образования, требующий особого подхода. Речь идет о полноценном введении профильного обучения в 10-11 классах, поэтому важно обеспечить образовательные организации учебниками, позволяющими преподавать курсы по выбору. Таких курсов в учебном плане должно быть не менее 40%. Для их реализации предлагаются учебные пособия с грифом «Профильная школа» и «Внеурочная деятельность».

Одна из самых актуальных задач школы в ближайшие годы — подготовка учеников к диагностикам, связанными с международными исследованиями формата PISA. «Для школы этот формат непривычен, дидактически непрост, требует особых условий для внедрения заданий нового типа в образовательный процесс, — считает Надежда Колесникова. — Мы видим, насколько высоко сейчас востребованы учебные пособия, посвященные этому вопросу и вышедшие в серии „Функциональная грамотность: учимся для жизни“. Научным редактором серии стала Галина Ковалева — самый авторитетный эксперт в этой области».

Посмотреть

Еще одно новшество издательства «Просвещение» — книги, вошедшие в ФПУ, на английском языке по многочисленным обращениям билингвальных школ. Вслед за первым учебником географии выпускаются учебники и по другим предметам, они будут появляться в бланке заказа. Так что если билингвальная школа планирует преподавать ряд предметов на иностранном языке, такая возможность в ближайшее время появится.

Об изменениях в ФПУ, касающихся учебников издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», рассказала Ольга Панасенкова. Детальную информацию можно узнать из официального письма от 9 июня 2020 года. Все учебники издательств «БИНОМ. Лаборатория знаний», «Ассоциация 21 век» и «Развивающее обучение» сохраняют свою позиции в ФПУ, их содержание не изменилось.

Федеральный перечень учебников: выбираем правильные пособия

Что такое федеральный перечень учебников? Какие пособия подойдут для учебы в школе, а какие — для подготовки к экзаменам и олимпиадам?

Федеральный перечень учебников: выбираем книги для учебы

Что такое федеральный перечень учебников

Главное в учебнике для школы или домашнего обучения — это его соответствие ФГОС, федеральным государственным образовательным стандартам. Если учебник соответствует ФГОС, то он:

  • внесен в Федеральный перечень учебников (ФПУ). В этом случае на одном из титульных листов указывается, что учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Узнать, входит ли учебник в ФПУ, очень просто. Для этого существует портал «Федеральный перечень учебников», где есть полный список учебников, одобренных государством. Там же можно проверить, входит ли в этот перечень какой-то определенный учебник, просто вбив его название в поиск на сайте.

  • одобрен Российской академией образования (РАО) и Российской академией наук (РАН). Эта информация указана на одном из титульных листов пособия. 

Федеральный перечень учебников последнее десятилетие претерпевает много изменений. В 2018 году госбюджет на издание учебников был урезан и их список был сильно сокращен — с 1370 до 863 наименований. Перед 2022/23 учебным годом были внесены небольшие изменения — в ФПУ вернулись некоторые учебники математики и английского языка. Это произошло по многочисленным просьбам и обращениям учителей со всей страны, привыкшим к определенным методическим пособиям.

Как купить правильные пособия для учебы

Учебники для школы

Если вы хотите самостоятельно приобрести учебники на предстоящий на учебный год (потому что школьная библиотека по каким-то причинам не выдала их вам или вы просто хотите иметь собственные новые экземпляры), то первое, что вам нужно сделать — это узнать, какими учебниками пользуются ваши преподаватели. У каждого преподавателя свой стиль и своя методика, к тому же домашние задания задаются классу по одинаковым учебникам. Поэтому ситуация, в которой у вас будет учебник другого автора, при обучении в школе просто невозможна. Список учебников, которыми пользуются преподаватели в школе, обычно размещен на школьном сайте. Или же об этом вы можете спросить у самого педагога, объяснив, что будете приобретать учебник сами. 

Школьные преподаватели почти всегда пользуются литературой из федерального списка учебников. Это список учебной литературы, рекомендуемой к использованию при обучении. Этот список одобрен государством, его составляют, изменяют и сокращают/дополняют с помощью экспертизы, а утверждает министр просвещения. Лидеры в утвержденном перечне:

  • издательство «Просвещение»;
  • объединение «Российский учебник» — издательства «Астрель» и «Дрофа»;
  • издательская группа «Вентана-Граф».

Числиться в ФПУ для издательства считается очень престижным, так как в таком случае его издание и попадание в школьные библиотеки по всей России спонсирует государство. Если учебника нет в Федеральном перечне, но педагог все равно предпочитает обучать именно по нему, то есть два выхода — либо закупку учебников спонсирует школа либо (обычно) учебники покупают сами ученики. На это идут не все школьники, поэтому чаще всего учителя придерживаются обучающих пособий из ФПУ.

Учебники для самостоятельного (домашнего) обучения

При выборе учебников для самостоятельного обучения также необходимо ориентироваться на соответствие ФГОС, так как традиционные учебники даже в XXI веке — это незаменимая вещь.

Главный критерий после этого при выборе учебника для хоумскулера — его читабельность. Поэтому лучше прийти с ребенком в книжный магазин, поизучать и полистать издания на месте. Обратить внимание на сложность языка, то, как разбиты параграфы и как даются задания, и оценить, насколько школьнику будет комфортно заниматься самостоятельно.

И, конечно, еще один критерий — стоимость, ведь все учебники вам придется покупать самостоятельно. Мы не советуем скачивать бесплатные версии в интернете. Во-первых, вы можете нарушить авторские права, а, во-вторых, нет гарантии, что в таких версиях нет ошибок и неточностей.

Какие книги подойдут для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Все темы, знание которых проверяют на экзаменах, изучаются в рамках школьной программы, то есть все необходимое есть в пособиях, входящих в федеральный перечень учебников.

Другое дело, что ОГЭ и ЕГЭ проверяют знания школьников в определенном формате, к которому надо готовиться отдельно. В этом помогут официальные сборники с актуальными заданиями текущего года. Подобных пособий очень много, запутаться легко, поэтому руководствуйтесь сразу двумя критериями:

  1. На обложке есть официальная пометка «ФИПИ». ФИПИ, или Федеральный институт педагогических измерений, ежегодно обновляет содержание ЕГЭ и ОГЭ. Тестовые сборники с их пометкой гарантированно прошли проверку и соответствуют всем обновлениям.
  2. Сборник выпущен к новому учебному году. Изменения в экзаменах выпускают в конце августа – начале сентября и вступают в силу в октябре. Если вы видите сборник под заголовком с новым учебным годом (например, «ЕГЭ 2023» в 2022) до этого периода, не ведитесь. Издатели просто поменяли год на обложке, а содержание осталось прежним.

Сборники прошлого года для тренировки использовать можно, но особого смысла в этом нет. Формат ОГЭ и ЕГЭ меняется ежегодно, так что есть шанс научиться решать задание, которого в экзамене больше нет.

Департамент исследований и разработки в MAXIMUM Education ежегодно отслеживает все изменения ФИПИ и обновляет учебные материалы в строгом соответствии с ними. Все преподаватели знают формат экзаменов от и до и учат школьников полезным лайфхакам решения заданий. Из года в год наши ученики получают высокие результаты: 80 баллов и больше. Записывайтесь на наши курсы подготовки к экзаменам, чтобы ваш ребенок тоже получил «отлично» на ОГЭ или ЕГЭ.

Как не ошибиться с учебниками для подготовки к олимпиадам

Если вы готовитесь ко Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) со своим школьным учителем, то рекомендовать определенные учебники будет, скорее всего, он сам. Но загляните на сайт олимпиады — там есть целый раздел «Где и как готовиться к олимпиадам» со ссылками на ресурсы, задания прошлый лет, рекомендованной литературой, в числе которой есть и учебники.

Если же вы готовитесь к другой олимпиаде из Перечня олимпиад школьников (победы в таких олимпиадах дают право поступать без вступительных экзаменов по профильным предметам и дают 100 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады), то списки литературы и учебников представлены на сайтах олимпиад. Например — список литературы на сайте олимпиад «Покори Воробьевы горы!» и «Высшая проба».

Как не разориться на покупке учебников

Вариантов несколько:

  • сетевые и интернет-магазины: «Читай-город», «Лабиринт», «Book24», «Буквоед». Лайфхак: если заказать книгу в интернет-версии магазина, а не купить на полке, выйдет гораздо дешевле!
  • маркетплейсы по типу Ozon или Avito. Преимущество Ozon в том, что у них в целом очень широкая букинистическая линейка. А на Avito можно найти подержанные учебники по минимальной стоимости.
  • рынки и книжные развалы. Такие места есть в каждом городе, и если покопаться в книжных завалах, то можно найти практически все. В таких местах лучше сразу спрашивать у продавцов о том, что вас интересует — как правило, они отлично ориентируются в ассортименте и сразу смогут вас сориентировать.
  • взять учебник в библиотеке — если вы по каким-то причинам не можете взять его в школьной, то в некоторых городских библиотеках тоже содержится учебная литература.

Хотите потратить на подготовку к ОГЭ или ЕГЭ меньше и все равно получить высокий результат? Записывайтесь на курсы подготовки к экзаменам, и вам не придется выбирать учебники и самостоятельно выстраивать траекторию подготовки. Наши преподаватели досконально разбираются в формате ОГЭ и ЕГЭ и помогают ученикам ежегодно сдавать экзамены на 80+. Ждем вас!

Учебники и ООР

Учебники и ООР

Перейти к основному содержанию
Перейти к основной навигации
Перейти к нижнему колонтитулу

Редактор: Венди Курант, доктор философии.

Стивен Брехе, доктор философии.

Б. Дж. Робинсон, доктор философии.
Лаура Гетти, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Б. Дж. Робинсон, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Главный редактор: Лаура Гетти, доктор философии.
Соредактор: Кёнхё Квон, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Особенности Разные авторы
Под редакцией Тани Лонг Беннетт, доктора философии.

Дороти Хауэлл
Уитни Гамильтон
Мелисса Джордан

Дина Л. Хоу
Андреа Л. Дозер
Шери О. Дикенсон

Бесплатный цифровой учебник

Кэтрин Локс
Сара К. Мергель
Памела Томас Роузман
Тамара Спайк

Бесплатный цифровой учебник

Главный редактор: Памела Сачант, доктор философии.
Соредакторы: Пегги Блад, доктор философии.
Джеффри ЛеМье, MFA
Рита Текиппе

Бесплатный цифровой учебник

Брэдли Делайн, доктор философии.
Ранда Харрис, М.С.
Карен Тефенд, доктор философии.

Сара Годвин Бринсон
Лесли Клак
Ларесия Мани Гилл
Лаура Ким Госа

Бесплатный цифровой учебник

Кристин Джоник, Эд.Д.

Бесплатный цифровой учебник

Кристин Джоник, Эд.Д.

Бесплатный цифровой учебник

Джон Скотт, доктор философии.

Кимберли Мартин
Кит Э. Ли-младший
Джон Пауэлл Холл

Бесплатный цифровой учебник

2-е издание
Карл Кавалли, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

3-е издание
Карл Кавалли, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

4-е издание
Карл Кавалли, доктор философии.

Ралука Виман-Миллер, доктор философии.
Длинн Армстронг Уильямс, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Н. Алан Кларк, доктор философии.
Томас Хефлин, D.M.A.
Джеффри Клубалл, Эд.Д.
Элизабет Крамер, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Юджин Бергер, доктор философии.
Джордж Л. Исраэль, доктор философии.
Брайан Паркинсон, доктор философии.
Эндрю Рив, доктор философии.
Надежда Вильямс, к.т.н.

Бесплатный цифровой учебник

Лаура Гетти, доктор философии.
Кёнхё Квон, доктор философии.
Ронда Келли, доктор философии.
Дуглас Томсон, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Таня Лонг Беннетт, доктор философии.

Бесплатный цифровой учебник

Эми Берке, доктор философии.
Роберт Р. Блейл, доктор философии.
Джордан Кофер, доктор философии.
Дуг Дэвис, доктор философии.

Установление соединения…

AskNigel

Что думают учебники «Дифференцированное обучение» выглядит так

Не могли бы вы помочь мне с проектом? Я ищу примеры с пометкой «дифференциация» в учебниках.

Я думаю, что изучение того, что в учебниках считается «дифференциацией», увлекательно, особенно потому, что я часто слышу от учителей, которым не разрешается отклоняться от своих учебников. Если мы не можем адаптировать уроки к ученикам, значит, мы застряли на том, что дает учебник. Это могло бы быть нормально, если бы учебники включали дифференциацию по качеству, но, по моему опыту, учебники содержат очень плохие примеры того, как должна выглядеть дифференциация.

Я собрал несколько примеров, которые нашел в Интернете (извините за некачественное масштабирование), но хотел бы люблю , чтобы вы присылали примеры из учебников, которые вы используете: [email protected].

Подозреваемый 1

Вот картинка из урока о четных и нечетных числах. Раздел «Обогащение» находится в правом нижнем углу. Это рабочий лист, соединяющий точки. Дети соединяют четные числа, чтобы сформировать одну фигуру, и нечетные числа, чтобы сформировать другую фигуру, которая затем образует дом. Это «обогащение»? Может быть?

Очень хочу обратить ваше внимание на ярко-красную стрелку, которая гласит: «Дифференцированное обучение». Это привлекло мое внимание: дифференцированный Инструкция . Это другой рабочий лист … но мне действительно нужно напечатать это… рабочий лист не инструкция .

Основываясь на этой странице учебника, учитель преподает всем стандартный урок, затем (я представляю) заставит всех учеников выполнить все стандартных практических задач, а затем попросит детей, закончивших раньше, выполнить «обогащать» рабочий лист.

Это не дифференцированное обучение. Дифференцированное обучение должно адаптировать урок для учащихся с различными потребностями , а не просто добавить еще один рабочий лист.

Теперь я скажу, что я нахожу идею соединения точек в разных последовательностях довольно интересной, но, если вы вспомните статьи «Вспоминая против мышления», эта версия задачи — это чистая память.

Мы всегда должны спрашивать: это меняет то, как студенты думают или просто то, что они делают?

Подозреваемый 2

Здесь у нас есть еще один урок математики, также со словами «Дифференцированное обучение» вверху. Для продвинутых учащихся:

Учащиеся могут создавать визуальные узоры из любого набора одинаковых строительных блоков, зубочисток или… клеточной бумаги. Например, учащиеся могут использовать стандартные блоки для построения идеальных кубов… Предложите им перечислить термины в шаблонах и написать выражения для n -го термина…

Опять же, несмотря на этикетку, нет дифференцированной инструкция здесь . Нет ничего в том, чтобы изменить то, что или как мы учим студентов с другими потребностями. Наоборот, это еще один пример предоставления продвинутым ученикам 90 217 дополнительной работы 90 218, а не 90 217 других инструкций.

Одно утверждение показалось мне интересным:

[Продвинутым учащимся] может понадобиться помощь в написании выражений для сложных шаблонов.

Это заслуживает внимания, так как признает, что учителя могут взаимодействовать со своими продвинутыми учениками в рабочее время! Что за концепция? Но я бы пошел дальше: продвинутым учащимся если нужна помощь с заданием . В противном случае мы упустили их зону ближайшего развития, и они не столкнулись с серьезной проблемой.

Подозреваемый 3

Урок обществознания в средней школе. Внизу справа наши любимые два слова: «Дифференцированное обучение». Будет ли в этом на самом деле инструкция или просто еще один рабочий лист? Вот суть для продвинутых учащихся:

  • Объедините учащихся в группы. Они воображают, что они семья из ранней Западной Африки.
  • Они пишут разговор за семейным ужином на темы урока.
  • Они проводят беседы перед классом.

Итак, еще раз, этот учебник не содержит никаких дифференцированных инструкций в разделе «Дифференцированные инструкции». Это дает некоторым ученикам что-то другое для выполнения , но предполагает, что они получили точно такой же урок, те же знания и те же ресурсы, что и остальная часть класса.

Объедините их в группы!

Это краткий обзор следующей статьи, но остерегайтесь привычки учебников объединять продвинутых учащихся в неконтролируемые, неструктурированные группы и просить их (волшебным образом) создавать сложные задания.

Читайте также: