КАТАЛОГ ТОВАРОВ

Срок доставки товара в течении 1-3 дней !!!

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
КОРЗИНА

Электронные учебники в России: проблемы и перспективы. Учебник в электронном виде


Электронные учебники в России: проблемы и перспективы

Новый закон об образовании предусматривает, что с 1 января 2015 года в Российской Федерации будут издаваться только те учебники, которые имеют электронный вариант. Казалось бы, совсем скоро мечты родителей российских школьников могут стать реальностью – детям не придется носить в школу тяжелые бумажные талмуды в своих рюкзаках. Их заменит электронный гаджет, в котором дети увидят знакомые параграфы, вопросы, задания, но в цифровом виде… Однако не все так просто.

Какими цифровые технологиями родители и дети могут воспользоваться уже сегодня? И станет ли реальностью полноценное электронное образование? Мы постараемся выяснить это в нашей статье.

Школьные учебники в электронном виде

Электронный учебник будущего – это не просто оцифрованный вариант бумажной книги. Файлы, которые состоят из цифровых копий страниц бумажного учебника есть и сейчас. В идеале электронной школе необходимы интерактивные компьютерные пособия, использующие последние достижения компьютерных технологий, например, содержащие ссылки на смежные предметы и разделы курсов, а также весь спектр мультимедийного контента: подробные иллюстрации, видеоролики, аудиофайлы, цифровые копии документов.

Плюсы использования учебников в электронном виде очевидны: школьные ранцы облегчаются на несколько килограммов, а еще правильно использование компьютеров в школе может только повысить интерес детей к учебе. Ведь сегодня дети отличаются несколько иными навыками восприятия информации. Современные методы интерактивной подачи учебного материала позволяют сделать учебу интересной и увлекательной для школьников любого возраста.

Уже существуют обучающие компьютерные программы, например, для планшетов, в которых ученики выполняют задания и тесты. Далее программа сама проверяет правильность ответов и пересылает их педагогу, который ставит оценку. Такие курсы разрабатываются и внедряются современными учебными центрами и используются в корпоративном образовании. Во время занятия гаджеты могут объединяться в единую сеть, а преподаватель может обмениваться файлами с учениками беспроводным способом. Например, подобные технологии поддерживают последние модели планшетов Samsung. Однако о повсеместном внедрении в российских школах, речь пока не идет.

Лучшие устройства для чтения электронных учебников

Однако сказать, что современные технологии в российских школах не используются совсем, было бы неверно. В некоторых образовательных учреждениях преподаватели по собственной инициативе призывают родителей приобретать для детей «читалки» – электронные ридеры с бумагоподобным, черно-белым дисплеем. Такие устройства чрезвычайно качественно имитируют настоящую бумагу и могут быть использованы, например, на уроках литературы при чтении художественных произведений.

В ридер умещаются тысяч книг – закачать все произведения русской классики будет делом нескольких минут, зато ребенку не придется носить на уроки бумажные фолианты. Дети, привыкшие к сенсорным смартфонам и планшетам, с легкостью осваивают читалки. К примеру, легкий и компактный 6-дюймовый Pocketbook 650 идеально подойдет для чтения произведений русских классиков.

Черно-белые электронные ридеры пригодятся и для изучения технических предметов. И не только в школе. Устройства с 8 и 9,7-дйюмовыми большими экранами позволят с комфортом читать и просматривать электронные учебники по точными наукам и школьникам, и студентам. Такие файлы представлены в цифровых форматах PDF и DJVU и часто содержат формулы, графики, таблицы.

Читать на 6-дюймовом ридере такие книги не получится, так как экран слишком маленький. На 8-ми и 9,7-дюймовых читалках работать с ними – одно удовольствие. Функционал электронных ридеров позволяет увеличивать масштаб, обрезать поля, ставить закладки, делать рукописные пометки в тексте. Помимо PDF и DJVU поддерживаются все остальные текстовые форматы, а также просмотр изображений в черно-белом виде.

Электронные ридеры имеют черно-белые дисплеи, выполненные по технологии «электронной бумаги», экраны не бликуют, а подсветка, которая тоже есть на этих устройствах, работает не за счет пикселей, а реализована благодаря специальным светодиодам. Поэтому такие устройства абсолютно безопасны для зрения.

 

Кроме читалок, электронные учебники можно читать и на планшетах. В отличие от ридеров, это полноценные компьютеры, где помимо чтения, присутствует еще множество полезных функций: интернет, просмотр фильмов, музыка и многое другое. Еще одним плюсом планшета перед читалкой будет более высокая скорость работы и реакция на жесты пользователя, а также полноценный цветной дисплей – книги и учебники можно будет читать «в цвете».

Платформа «Азбука»

Сегодня в интернете появился проект, который является попыткой создания единой федеральной базы учебников в электронном виде в России. Платформа «Азбука» - это сайт, где доступны примерно 90% электронных версий учебников, которые используются в образовательных учреждениях России.

Пока система ориентирована на образовательные учреждения. Предполагается, что школа централизованно приобретает на сайте лицензию на использование определённого количества учебников в электронном виде на определённый срок. Электронные ключи для доступа к учебникам, по которым они проводится обучение, выдаются ученикам. Учащиеся могут выходить в систему и пользоваться электронными учебниками на любых устройствах, в любое время как в школе, так и дома. Доступ к учебникам осуществляется через приложение (для планшетов на ОС Android и iOS) или программу для ноутбуков, компьютеров и планшетов на Windows. Фирменные приложения и программы можно скачать на сайте «Азбуки».

Самые простые электронные учебники просто «повторяют» свою бумажную версию. «Продвинутые» электронные пособия содержат в себе разные мультимедийные элементы, тестовые задания, позволяющие проверить знаний как всего класса, так и отдельного ученика.

 

Плюсы системы – огромное количество актуальных учебников для всех классов школы, поддержка разных операционных систем и устройств. Их приобретение обойдется школам всего в 30% от их стоимости в магазинах. К тому же проведение лабораторных работ, выполнение интерактивных заданий ученики смогут повторить дома в режиме онлайн. Минусы – учебники нельзя скачать на устройство в виде файла, то есть читать их, например, на безопасных для глаз ридерах не получится, только на компьютере или планшете. 

Инициатива внедрения электронных учебников по такой системе может исходить только от школы. Скачать учебники для персонального использования даже за деньги ученики и их родители не могут – работа с частными лицами «Азбукой» пока не поддерживается.

Где скачать электронные учебники

Таким образом, для желающих пользоваться электронными учебниками в индивидуальном порядке есть пока один выход – банально искать учебники по школьной программе в поиске Яндекса. Например, по запросу «скачать школьные учебники в формате pdf» находятся несколько неплохих сайтов, где можно скачать в PDF учебники по школьной программе. Их можно с комфортом читать на упомянутых нами выше устройствах – читалках или планшетах.

Школы будущего

Пока массовая информатизация в России – отдаленная перспектива. Но уже сегодня есть отдельные примеры успешного использования цифровых технологий в школах. Например, в лицее №5 города Волгограда электронные книги используются на уроках литературы и русского языка.

На занятия в старших классах литературные произведения изучаются достаточно интенсивно – почти каждый урок ученики работают с новым текстом. Носить на каждое занятие новые бумажные книги ученикам очень сложно. В такой ситуации электронные ридеры стали незаменимы. Волгоградские школьники приходят на уроки литературы с читалками и планшетами, на которых читают книги, а письменные задания выполняют в обычной тетради.

В ближайшем будущем в цифровом формате волгоградцев будут обучать математике, физике, истории, музыке и другим предметам. Возможности электронного образования чрезвычайно широки. Например, с помощью электронных учебников школьники получат возможность виртуально посетить симфонические концерты, услышать живое звучание музыкальных инструментов.

Внедрение современных технологий в образование – вещь затратная. Необходимо закупить устройства, наладить их работу, разработать учебные программы, разработать и привести к единому стандарту электронные учебники. Учителям потребуется повышение квалификации. Однако, пример развитых стран говорит о том, что перевод образования в цифровой формат окупается. Технологии обучения с помощью бумажных носителей уже не привлекают людей – они просто не хотят учиться. Это не позволяет человеку стать успешным и проводит как к личными финансовым потерям, так и ущербу для всего общества в целом.

Будущее за цифровыми технологиями, поэтому переход на электронные школьные учебники – необходимый и важный этап развития образования в России.

www.readerone.ru

Школьные учебники. ГДЗ, решебники и ответы к учебникам

WordGDZ.ru - огромная библиотека учебной литературы для школ России. На нашем ресурсе представлена большая коллекция школьных учебников, рабочих тетрадей и задачников в электронном виде PDF, которые можно скачать бесплатно и читать онлайн, как с компьютера, так и мобильного телефона. Кроме учебников, у нас есть и готовые домашние задания (ГДЗ, ответы, решебники), которые доступны для просмотра онлайн абсолютно всем посетителям.

загрузка...

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А.

Издательство: Москва, «Народная асвета».

Год издательства: 2009

Количество страниц: 215

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Хомченко И.Г.

Издательство: Москва.

Год издательства: 2011

Количество страниц: 214

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Габриелян О.С.

Издательство: Москва, «Дрофа».

Год издательства: 2013

Количество страниц: 96

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

Издательство: Москва, «Просвещение».

Год издательства: 2010

Количество страниц: 400

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: А.В. Погорелов.

Издательство: Москва, «Просвещение».

Год издательства: 2009

Количество страниц: 127

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

wordgdz.ru

Создание электронного учебника

Разделы: Общепедагогические технологии

Введение

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Проведенные в колледжа статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления. В настоящее время в нашем колледже идёт разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являются профилирующими в профессиональной подготовке и фактически кроме нашего колледжа нигде в городе не используются. Конечно, постановщиком программ в первую очередь выступает преподаватель-предметник, чьи идеи реализованы в компьютерном обучении, но оформление и подача информации, как текстовой, так и графической выполняется студентами.

Основные понятия

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

– это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

– должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

– учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

– это электронное издание, частично илиполностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. – это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Основные формы электронного учебника

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Рекомендации по разработке электронного учебника

Основные этапы разработки электронного учебника

  1. Выбор источников
  2. Разработка оглавления и перечня понятий
  3. Переработка текстов в модули по разделам
  4. Реализация гипертекста в электронной форме
  5. Разработка компьютерной поддержки
  6. Отбор материала для мультимедийного воплощения
  7. Разработка звукового сопровождения
  8. Реализация звукового сопровождения
  9. Подготовка материала для визуализации
  10. Визуализация материала

А теперь подробнее:

1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые

  • наиболее полно соответствуют стандартной программе,
  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
  • содержат большое количество примеров и задач,
  • имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

Программное сопровождение

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат .PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате .PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Многие электронные учебники, имеют основу – программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа – 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

Кому и зачем нужен электронный учебник?

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

для самостоятельной работы учащихся

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

на практических занятиях

  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;
  • сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

а так же

  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Заключение

Как показывает анализ, большинство студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Использование электронных учебников в учебном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии

Что же такое “Электронный учебник” и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Изменят ли электронные учебники методику и стиль работы педагога?

Несомненно. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.

Электронный учебник часто рассматривается прежде всего как источник информации. Можно ли его использовать дома или на уроке для выполнения письменных заданий и каким образом?

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.

Индивидуальная траектория обучения предполагает не столько вариацию инструментов, сколько индивидуальный темп, последовательность и объем изучаемых материалов. Как это может быть реализовано с использованием электронных учебников?

Индивидуальная образовательная траектория отражает идею индивидуализации — учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей учащихся.

Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Требования к системе “электронного учебника

В основу положим следующие принципы для среды электронных учебников.

Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

Требования к системе проектирования “электронного учебника

Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:

- информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

- при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;

- рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;

- на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.

Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

- традиционные алгоритмические языки;

- инструментальные средства общего назначения;

- средства мультимедиа;

- гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении школы.

Структурная организация электронного учебника

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.).

Режимы работы электронного учебника

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

  • обучение без проверки;
  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
  • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у школьника интуиции и образного мышления.

Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. При выборе первого варианта учащемуся по мере освоения материала высылается следующий модуль, и, таким образом, по завершении курса учащийся имеет целостный электронный учебник по данному предмету.

Каждый модуль содержит:

  • наименование темы;
  • учебные вопросы и их нормативную трудоемкость;
  • цели уроков;
  • методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля;
  • используемые учебные материалы;
  • упражнения и тесты для самопроверки, а также ссылки на правильные ответы, чтобы обучающиеся могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;
  • упражнения и тесты для итогового контроля.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai