Скорость ddr3: Скорость и производительность оперативной памяти
Содержание
Скорость и производительность оперативной памяти
Скорость и производительность памяти, как показатель, немного сложна в понимании. Это потому, что существуют разные способы обозначения скорости памяти и процессоров.
Содержание:
- 1 Скорость и производительность памяти
- 2 Память и производительность
Скорость и производительность памяти
Скорость памяти первоначально обозначалась в наносекундах (ns). Но скорость новых форм памяти обычно определяется в мегагерцах (МГц) и мегабайтах в секунду (Мбит/с). Первоначально, скорость процессора обозначалась в мегагерцах (МГц). Но большинство скоростей текущих процессоров определяются в гигагерцах (ГГц). Хотя эти разные единицы скорости могут запутать, их относительно просто перевести из одного в другой.
Наносекунда определяется одной миллиардной секунды. Чтобы понять насколько это малая величина, представьте, что скорость света в вакууме — 299 792 километра в секунду. За одну миллиардную часть секунды (одна наносекунда) луч света перемещается всего на 29,98 сантиметра.
Скорость памяти часто определяется временем её цикла (сколько времени требуется для одного цикла). Тогда как скорость процессора почти всегда определяется скоростью цикла (количество циклов в секунду). Время цикла и скорость цикла — просто разные способы сказать одно и то же. То есть, вы можете указывать скорость чипа в циклах в секунду или секунды за цикл, что одно и то же.
В качестве аналогии, используя те же относительные условия, возьмём скорость транспортного средства. Например, скорость автомобиля в Европе обычно выражается в километрах в час. Если вы едете со скоростью 60 километров в час (kph), это значит 1 минута на километр (mpk). На более высокой скорости 120 километров/ч — 0.5mpk, а на меньшей скорости 30 километров/ч это займёт 2.0mpk. Другими словами, вы могли бы обозначить скорость как значение kph или mpk, и они означали бы одно и то же.
Так как различные условия оценки скорости чипа сбивают с толку, было бы интересно посмотреть, как именно они соотносятся. В таблице ниже показана зависимость между часто используемыми тактовыми частотами (МГц) и временем представляемого наносекундного (ns) цикла.
Зависимость между мегагерцами (МГц) и временем цикла в наносекундах (ns)
Тактовая частота | Время цикла | Тактовая частота | Время цикла | Тактовая частота | Время цикла |
250MHz | 4.0ns | 850MHz | 1.18ns | 2.700MHz | 0.37ns |
266MHz | 3.8ns | 866MHz | 1.15ns | 2.800MHz | 0.36ns |
300MHz | 3.3ns | 900MHz | 1.11ns | 2.900MHz | 0.34ns |
333MHz | 3.0ns | 933MHz | 1.07ns | 3.000MHz | 0.333ns |
350MHz | 2.9ns | 950MHz | 1.05ns | 3.100MHz | 0.323ns |
366MHz | 2.7ns | 966MHz | 1. 04ns | 3.200MHz | 0.313ns |
400MHz | 2.5ns | 1.000MHz | 1.00ns | 3.300MHz | 0.303ns |
433MHz | 2.3ns | 1.100MHz | 0.91ns | 3.400MHz | 0.294ns |
450MHz | 2.2ns | 1.133MHz | 0.88ns | 3.500MHz | 0.286ns |
466MHz | 2.1ns | 1.200MHz | 0.83ns | 3.600MHz | 0.278ns |
500MHz | 2.0ns | 1.300MHz | 0.77ns | 3.700MHz | 0.270ns |
533MHz | 1.88ns | 1.400MHz | 0.71ns | 3.800MHz | 0.263ns |
550MHz | 1.82ns | 1.500MHz | 0.67ns | 3.900MHz | 0.256ns |
566MHz | 1.77ns | 1.600MHz | 0.63ns | 4.000MHz | 0.250ns |
600MHz | 1.67ns | 1.700MHz | 0.59ns | 4. 100MHz | 0.244ns |
633MHz | 1.58ns | 1.800MHz | 0.56ns | 4.200MHz | 0.238ns |
650MHz | 1.54ns | 1.900MHz | 0.53ns | 4.300MHz | 0.233ns |
666MHz | 1.50ns | 2.000MHz | 0.50ns | 4.400MHz | 0.227ns |
700MHz | 1.43ns | 2.100MHz | 0.48ns | 4.500MHz | 0.222ns |
733MHz | 1.36ns | 2.200MHz | 0.45ns | 4.600MHz | 0.217ns |
750MHz | 1.33ns | 2.300MHz | 0.43ns | 4.700MHz | 0.213ns |
766MHz | 1.31ns | 2.400MHz | 0.42ns | 4.800MHz | 0.208ns |
800MHz | 1.25ns | 2.500MHz | 0.40ns | 4.900MHz | 0.204ns |
833MHz | 1.20ns | 2.600MHz | 0.38ns | 5.000MHz | 0. 200ns |
Как видно из таблицы, по мере увеличения тактовой частоты время цикла пропорционально уменьшается, и наоборот.
В течение эволюции ПК, основная память (то, что мы называем оперативной памятью) с трудом выдерживала скорости процессора, требуя для перехвата запросов процессора из более медленной основной памяти, нескольких уровней высокоскоростной кэш-памяти. Однако, в последнее время, использующие DDR2, DDR3 и DDR4 SDRAM системы, имеют скорость передачи данных (пропускную способность) шины памяти, которая может быть равна пропускной способности внешней процессорной шины. Когда скорость шины памяти равна скорости процессорной шины (или даже несколько больше), производительность основной памяти наиболее близка к оптимальной для этой системы.
Например, используя информацию в таблице, вы можете увидеть, что 60-разрядная память DRAM, используемая на оригинальных ПК Pentium и Pentium II до 1998 года, работает очень медленно 16,7 МГц. Эта медленная 16,7 — мегагерцовая память была установлена в системах, работающих на процессорах до 300 МГц или выше, с частотой шины до 66 МГц. Это привело к большому несоответствию между процессорной шиной и основной памятью. Чтобы уменьшить этот разрыв в производительности, начиная с 1998 года, отрасль переключилась на более быструю память SDRAM. Эта память может соответствовать скоростям процессорной шины частотой 66 МГц и 100 МГц. С этого момента, производительность памяти и особенно производительность шины памяти, в значительной степени сбалансировались с процессорной шиной. Что выйдя на новые и более быстрые типы, соответствует увеличению скорости шины процессора.
Память и производительность
К 2000 году доминирующая процессорная шина и скорость памяти увеличились до 100 МГц и даже 133 МГц, соответственно, PC100 и PC133 SDRAM. С начала 2001 года, стала популярной память SDRAM с двойной скоростью передачи данных (DDR) с частотой 200 МГц и 266 МГц.
В 2002 году DDR память увеличилась до 333 МГц, а в 2003 году — до 400 МГц. В 2004 году ввели DDR2, сначала на частоте 400 МГц, а затем — 533 МГц. Память DDR2 соответствовала увеличению скорости шины процессора ПК с 2005 по 2006 год, в это время 667 МГц и 800 МГц. К 2007 году у памяти DDR2 была скорость до 1066 МГц.
К концу 2007 года на рынок пришла DDR3, с частотой в 1066 МГц, 1333 МГц и в 2008 году — 1600 МГц. В 2009 году, DDR3 стала самым популярным типом памяти в новых системах, и были добавлены более быстрые скорости 1866 МГц и 2133 МГц.
В 2013 была выпущена DDR4, с частотой 1600 МГц и ожидаемой в будущем скоростью до 3200 МГц. Системы на базе DDR4, начали выходить на рынок в конце лета 2014. В таблице ниже перечислены основные типы и уровни производительности памяти ПК.
Типы памяти и уровни производительности
Тип памяти | Годы популярности | Тип настольного модуля | Тип модуля ноутбука | Напряжение | Max. Тактовая частота | Max. Пропускная способность — Один канал | Max. Пропускная способность. Два канала | Max. Пропускная способность. Три канала. |
Fast Page Mode (FPM) DRAM | 1987–1995 | 30/72-pin SIMM | 72/144-pin SODIMM | 5V | 22MHz | 177MBps | N/A | N/A |
Extended Data Out (EDO) DRAM | 1995–1998 | 72-pin SIMM | 72/144-pin SODIMM | 5V | 33MHz | 266MBps | N/A | N/A |
Single Data Rate (SDR) SDRAM | 1998–2002 | 168-pin DIMM | 144-pin SODIMM | 3. 3V | 133MHz | 1,066MBps | N/A | N/A |
Double Data Rate (DDR) SDRAM | 2002–2005 | 184-pin DIMM | 200-pin SODIMM | 2.5V | 400MTps | 3,200MBps | 6,400MBps | N/A |
DDR2 SDRAM | 2005–2009 | 240-pin DDR2 DIMM | 200-pin SODIMM | 1.8V | 1,066MTps | 8,533MBps | 17,066MBps | N/A |
DDR3 SDRAM | 2009–2015 | 240-pin DDR3 DIMM | 204-pin SODIMM | 1.5V | 2,133MTps | 17,066MBps | 34,133MBps | 51,200MBps |
DDR4 SDRAM | 2015+ | 284-pin DDR4 DIMM | 256-pin SODIMM | 1.2V | 4,266MTps | 34,133MBps | 68,266MBps | 102,400MBps |
МГц = миллион циклов в секунду
MTps = миллионов переводов в секунду
Мбит/с = миллион байт в секунду
DIMM = двойной встроенный модуль памяти
SODIMM = Малый DIMM
SIMM = один встроенный модуль памяти
Другая, связанная со скоростью, спецификация для рассмотрения — латентность CAS (column address strobe), которую часто сокращают до CL. Её также иногда называют латентностью чтения, и это число тактовых циклов, происходящих между регистрацией сигнала CAS и результирующими выходными данными, с более низким числом циклов, указывающим более быструю (лучшую) производительность.
Если возможно, выбирайте модули с более низким значением CL, потому что чипсет материнской платы считывает эту спецификацию из SPD (последовательного обнаружения присутствия) ПЗУ на модуле и посредством улучшенных таймингов контроллера памяти, использует более низкую задержку.
На рисунке показаны тайминг памяти и информация SPD, о которой сообщает CPU-Z (www.cpuid.com) для системы с DDR3-1600 SDRAM.
Скриншоты CPU-Z, отображающие информацию о памяти / SPD для системы с DDR3-1600 SDRAM.
Как разогнать оперативную память: исчерпывающее руководство
Какие характеристики определяют скорость работы оперативной памяти
Скорость работы компьютера зависит от объёма оперативной памяти. А насколько быстро она сама даёт записывать и считывать данные, покажут эти характеристики.
Эффективная частота передачи данных
Скорость работы памяти зависит от количества операций передачи данных, которые можно провести за одну секунду. Чем выше эта характеристика, тем быстрее работает память.
Формально скорость измеряется в гигатрансферах (GT/s) или мегатрансферах (MT/s). Один трансфер — одна операция передачи данных, мегатрансфер — миллион таких операций, гигатрансфер — миллиард.
Но почти всегда скорость указывают в мегагерцах или гигагерцах — производители решили, что покупателям так будет понятнее. Если на вашу планку памяти нанесена, например, маркировка DDR4‑2133, то её скорость передачи данных — 2 133 MT/s или 2 133 МГц.
Модуль памяти с частотой 2 133 МГц и рабочим напряжением 1,2 В. Фото: Wikimedia Commons
Но эффективная частота передачи данных памяти DDR вдвое выше её тактовой частоты. Собственно, DDR — это double data rate, удвоенная скорость передачи данных.
В таких модулях данные за каждый такт передаются дважды: импульс считывается и по фронту сигнала, и по его спаду, то есть один цикл — это две операции. Таким образом, реальная частота, на которой работает память DDR-2666 — 1 333 MT/s или 1 333 МГц.
Если у вас установлены планки памяти с разной частотой, то система будет работать на наименьшей из них. Конечно же, материнская плата должна поддерживать эту частоту.
Тайминги
CAS‑тайминги (Column Access Strobe) — это задержки в процессе работы оперативной памяти. Они показывают, сколько тактов нужно модулю памяти для доступа к битам данных. Чем ниже тайминги, тем лучше.
По сути, память — это прямоугольная таблица, которая состоит из ячеек в строках и столбцах. Чтобы получить доступ к данным, нужно найти правильную строку, открыть её и обратиться к ячейке в определённом столбце.
Обычно тайминги записываются в таком формате: 15‑17‑17‑39. Это четыре разных параметра:
- Собственно, CAS Latency — задержка сигнала между отправкой адреса столбца в память и началом передачи данных. Отражает время, за которое будет прочитан первый бит из открытой строки.
- RAS to CAS Delay — минимальное количество тактов между открытием строки памяти и доступом к её столбцам. По сути, это время на открытие строки и чтение первого бита из неё.
- RAS Precharge Time — минимальное количество тактов между подачей команды предварительной зарядки (закрытием строки) и открытием следующей строки. Отражает время до считывания первого бита памяти из ячеек с неверной открытой строкой. В этом случае неверную строку нужно закрыть, а нужную — открыть.
- DRAM Cycle Time tRAS/tRC — отношение интервала времени, в течение которого строка открыта для переноса данных, ко времени, в течение которого завершается полный цикл открытия и обновления строки. Этот параметр отражает быстродействие всей микросхемы памяти.
Если у оперативной памяти высокая тактовая частота и большие тайминги, она может работать медленнее, чем вариант с меньшей частотой, но и более низкими таймингами. Вы можете разделить тактовую частоту на CAS Latency (первое число в строке таймингов) и понять, сколько инструкций в секунду способна выполнить память. Это позволит оценить, насколько она быстрая.
Напряжение
В документации к оперативной памяти вы можете увидеть много различных параметров: напряжение контроллера (SOC), тренировки памяти при запуске системы (DRAM Boot), источника опорного напряжения (Vref) и так далее. Для разгона важен в первую очередь SOC. Он зависит от класса памяти — нормой считаются такие значения:
- DDR2 — 1,8 В;
- DDR3 — 1,5 В;
- DDR4 — 1,2 В.
Также для каждого класса памяти есть пиковые значения напряжений, которые при разгоне превышать не стоит:
- DDR2 — 2,3 В;
- DDR3 — 1,8 В;
- DDR4 — 1,5 В.
При повышении частоты оперативной памяти потребуется увеличенное напряжение. Но чем оно выше, тем больше риск преждевременного выхода модулей из строя.
Ранг
Оперативная память бывает одно-, двух- и четырехранговой. Ранг — это число массивов из микросхем памяти, распаянных на одном модуле. Ширина одного массива (банка), как правило, равна 64 битам, в системах с ЕСС (кодом коррекции ошибок) — 72 бита.
Одноранговые модули (single rank) обычно включают 4 или 8 чипов на одной планке. Двухранговые (double rank) — 16 таких чипов. Четырехранговые (quad rank) — 32 чипа, и такой формат встречается достаточно редко.
Обычно этот показатель помечается буквой в названии: S (single) — одноранговая, D (double) — двухранговая, Q (quad) — четырехранговая.
Одноранговые чипы обычно дешевле и имеют больше перспектив для разгона. Двухранговые модули изначально работают с большей производительностью, но прирост при разгоне будет меньше.
Любую ли оперативную память можно разогнать
Это зависит в первую очередь от материнской платы. Если она поддерживает оверклокинг (разгон), то, скорее всего, и с разгоном памяти проблем не будет.
Материнские платы на базе чипсетов B350, B450, B550, X370, X470, X570 для процессоров AMD поддерживают разгон, на А320 — нет. На этой странице вы сможете уточнить, есть ли возможность оверклокинга у вашей модели.
Для систем с процессорами Intel для оверклокинга подходят платы на чипсетах Х- и Z‑серий. Модели из линеек W-, Q-, B- и H‑серий разгон не поддерживают. Уточнить данные по вашей материнской плате можно здесь.
Считается, что оперативная память Samsung обеспечивает наиболее высокий прирост при разгоне. Прирост производительности чипов Hynix и Micron будет меньше.
Подчеркнём: речь идёт именно о чипах. Некоторые бренды, например Kingston или Crucial, могут выпускать память на чипах Samsung, Hynix или Micron.
Вопрос лишь в том, зачем вам разгонять память. Если вы таким образом хотите ускорить сёрфинг в интернете, то вряд ли достигнете заметных результатов. А вот для повышения FPS в играх, ускорения обработки фото в Adobe Lightroom и видео в Adobe AfterEffects или Premiere разгон оправдан — можно «выжать» рост производительности на 15–20%.
Отметим также, что у процессоров AMD Ryzen частота оперативной памяти связана с частотой внутренней шины, которой соединяются два блока ядер. Поэтому для систем на базе AMD разгон напрямую влияет на производительность центрального процессора.
Но в любом случае гарантия производителей не распространяется на память, параметры которой вы изменили. Так что любой разгон вы делаете на свой страх и риск.
Как подготовиться к разгону оперативной памяти
Чтобы добиться результата и не навредить компьютеру, выполните эти шаги.
Почистите компьютер
Любой разгон ведёт к повышению температуры комплектующих. Чтобы система охлаждения эффективно справилась с этим, проведите генеральную уборку внутри системного блока или ноутбука. На этой странице вы найдёте инструкцию для ноутбука, с ПК всё окажется даже проще: комплектующие на виду, разбирать системный блок легче.
Установите ПО
Эти утилиты расскажут о характеристиках вашей системы и помогут протестировать её после разгона. Вам точно потребуется программа для определения параметров памяти и бенчмарк для тестов. Рекомендуем такие варианты ПО:
- Thaiphoon Burner — пожалуй, самая популярная в среде оверклокеров утилита для определения параметров памяти. Цена — от 26 долларов в год.
- CPU‑Z — небольшая бесплатная программа, которая поможет уточнить характеристики памяти и системы в целом.
- Аida64 — также показывает параметры системы и включает бенчмарки для тестирования. На официальном сайте есть платные варианты и бесплатные демоверсии.
- DRAM Calculator for Ryzen — бесплатная утилита, поможет выставить оптимальные параметры разгона оперативной памяти для систем на базе AMD Ryzen. Также ПО включает бенчмарк для тестирования памяти, который подходит и для систем на базе процессоров Intel.
- Prime95 — бесплатный бенчмарк для тестирования стабильности системы: он хорошо нагружает и процессор, и оперативную память. При использовании нужно выбрать вариант Blend, чтобы добиться значительной нагрузки на память.
- MemTest86 — бенчмарк, в котором вы найдёте больше данных и алгоритмов для проверки. Для работы программы потребуется флешка — на неё вы запишете образ диска с тестами. Затем нужно загрузить компьютер с флеш‑накопителя (выставить в BIOS / UEFI загрузку с USB) и запустить тесты. Бесплатной версии достаточно для разгона ОЗУ.
Найдите свежую версию BIOS / UEFI материнской платы
Обновите программное обеспечение материнской платы перед разгоном. Загрузить свежий BIOS / UEFI можно с сайта производителя.
Как правило, новые версии работают стабильнее, в них меньше ошибок и факторов риска. К тому же старые прошивки некоторых моделей плат могут не поддерживать разгон памяти, а новые — уже включают эту функцию.
Как разогнать оперативную память в BIOS
Разгон в BIOS — самый универсальный способ. Он требует много усилий и времени, так как подбирать параметры приходится вручную. Порой на достижение оптимальных характеристик может уйти день‑другой. Но работает всегда — разумеется, если ваша материнская плата поддерживает оверклокинг. Главное — не увеличивать напряжение выше пиковых значений и не игнорировать ошибки в тестах стабильности системы.
Определите характеристики оперативной памяти
В Thaiphoon Burner нажмите Read и выберите нужный модуль памяти. Характеристики показываются отдельно для каждого из них.
1 / 0
2 / 0
В CPU‑Z эти данные представлены на вкладке SPD. В верхней части — тип памяти, её частота, ранг, сведения о производителе и дате выпуска. В нижней — тайминги.
Эта же информация есть в Aida64: в пункте «Системная плата» — SPD:
Оцените производительность памяти в бенчмарке
Запустите бенчмарк для оценки скорости работы модулей до разгона. Например, в разделе «Тесты» Aida64 доступны варианты «Чтение из памяти», «Запись в память», «Копирование в памяти» и «Задержка памяти». Дождитесь окончания каждого теста и сохраните результаты — запишите или сделайте скриншоты.
1 / 0
2 / 0
3 / 0
4 / 0
Увеличьте напряжение и частоту
Поднимите рабочее напряжение модулей памяти. Для самого распространённого сегодня стандарта DDR4 нормой считается 1,2 В, пиковым — 1,5 В, значит, разгон можно проводить в пределах 1,35–1,45 В.
Рекомендуем также увеличить напряжение контроллера (VCORE SOC для AMD, VCCSA для Intel), если материнская плата не делает это автоматически. Параметр должен быть в пределах 1,05–1,1 В.
Вы можете увеличить и VCCIO на 0,05–0,1 В. Дополнительное напряжение может сделать систему стабильнее.
Затем постепенно повышайте частоту памяти. Для Ryzen многое зависит от архитектуры процессора. Так, в системах с чипами на микроархитектуре Zen оперативную память можно разогнать до 3 466 МГц, на Zen+ — до 3 533 МГц, на Zen2 — до 3 800 МГц. Для Zen3, которая появилась в продаже в ноябре, ожидается разгон памяти до 4 000 МГц и выше.
Примерные значения вы можете определить в DRAM Calculator for Ryzen для систем на базе процессора AMD. Вам нужно указать микроархитектуру (Zen, Zen+, Zen2, Zen3), тип чипа памяти, ранг (1 или 2), количество модулей и чипсет материнской платы.
Напомним: характеристики памяти детально описаны в Thaiphoon Burner. Семейство процессора и материнской платы найдёте в CPU‑Z или Aida64.
После того как вы установили основные параметры системы в DRAM Calculator for Ryzen, нажмите R‑XMP, чтобы он выполнил базовые расчёты. А затем определите нужные настройки для безопасного (Calculate Safe), быстрого (Calculate Fast) или экстремального разгона (Calculate Extreme).
Для Intel аналогов DRAM Calculator for Ryzen пока нет. Но если вы пользуетесь какими‑то средствами, которые облегчают подбор параметров, напишите о них в комментариях.
Разработчики DRAM Calculator for Ryzen предлагают пользователям делиться результатами разгона и собирают статистику в таблицы:
- Zen;
- Zen+;
- Zen2.
Не рекомендуем сразу увеличивать частоту оперативной памяти выше значений, которые поддерживает процессор. Характеристики процессоров Intel ищите на этой странице.
На сайте AMD вы также можете найти информацию о конкретной модели чипсета.
Перезагрузите компьютер и проверьте результат
Прежде всего запустите бенчмарк и посмотрите, увеличились ли результаты. Если нет, верните предыдущие значения — вероятно, вы достигли максимальной частоты работы памяти. Если показатели выросли, запустите тест стабильности системы, например из DRAM Calculator for Ryzen.
Если в тесте ошибок не будет, можете начать более фундаментальные испытания. Пары часов в Prime95 или другом требовательном к памяти бенчмарке будет достаточно. Только если в течение длинного стресс‑теста вы не поймали BSOD («синий экран смерти») или другие ошибки, можете перейти к следующему этапу разгона. В ином случае возвращайте предыдущие значения.
Повторите
Повышайте частоту оперативной памяти, пока компьютер работает стабильно. Если же он не запустился после перезагрузки, верните предыдущие значения параметров, которые вы меняли.
Уменьшите тайминги
Когда вы достигли максимально возможных значений частоты работы оперативной памяти, снижайте базовые тайминги (первые четыре значения) на единицу и снова тестируйте систему. Остановиться стоит, когда вы перестанете видеть прирост производительности или когда компьютер не сможет стабильно работать.
1 / 0
2 / 0
Как разогнать оперативную память с помощью XMP‑профиля
XMP‑профиль (eXtreme Memory Profile — экстремальный профиль памяти) — это параметры для разгона оперативной памяти, заданные производителем. Фактически это «одобренный оверклокинг»: мощность будет выше, чем с изначальными заводскими настройками, а риски вывести систему из строя минимальны.
Это, пожалуй, самый простой способ разгона. Если, конечно, XMP‑профили доступны для вашего ПК.
Проверьте, поддерживает ли система XMP‑профили
Зайдите в BIOS / UEFI и перейдите на страницу настроек памяти. Если здесь есть пункт вроде Memory Profile и в нём доступны варианты XMP‑профилей, значит, ваша система поддерживает эту возможность. В самом профиле вы можете увидеть конкретные значения параметров работы оперативной памяти.
Оцените производительность памяти в бенчмарке
Откройте DRAM Calculator for Ryzen, запустите Membench и выберите подходящий тест. Рекомендуем Easy, если у вас до 8 ГБ оперативной памяти, и Memtest — если больше.
Вы также можете запустить тесты в Aida64 или других бенчмарках.
Примените XMP‑профиль
Переключите конфигурацию в BIOS / UEFI со стандартной на нужный XMP‑профиль. Примените настройки и перезагрузите систему.
На некоторых платах профили включаются иначе. Например, в BIOS / UEFI материнских плат ASUS их можно активировать в разделе AI Tweaker. В BIOS / UEFI игровых материнских плат MSI этот пункт вынесен на главную страницу или на вкладку Extreme Tweaker.
Оцените результат
Снова запустите бенчмарк и оцените рост показателей. Затем запустите тест стабильности системы (Prime95 и другие) — не менее чем на два часа, а лучше — на 12–24 часа.
Если всё прошло успешно, используйте этот профиль или попробуйте следующий. Затем сравните результаты и выберите тот, который обеспечит вам большую производительность.
Если система не запустилась, поэкспериментируйте с другим профилем или верните заводские настройки. Обычно первый вариант немного повышает производительность системы, а второй и последующие обеспечивают более экстремальный разгон.
Как разогнать оперативную память с помощью AMD Ryzen Master
AMD Ryzen Master — это утилита для комплексного разгона систем на базе процессоров AMD Ryzen. Оверклокинг здесь похож на разгон памяти в BIOS. Но интерфейс универсальнее и есть готовый бенчмарк для тестов.
В секции Memory Control вы можете установить нужные параметры производительности. При выборе настроек рекомендуем отталкиваться от значений, которые выдаст DRAM Calculator for Ryzen.
По завершении настройки сохраните профиль, а затем нажмите Apply & Test. Встроенный бенчмарк поможет проверить стабильность и продуктивность работы системы.
Скачать AMD Ryzen Master →
Читайте также 👨💻💿⚙️
- Как переустановить Windows: пошаговая инструкция
- Как разогнать процессор и не навредить компьютеру
- Как разогнать видеокарту безопасно
- 10 лучших программ для создания загрузочной флешки
- Что делать, если тормозит компьютер с Windows
В чем разница между оперативной памятью DDR2, DDR3 и DDR4?
ОЗУ, что означает оперативную память, представляет собой краткосрочное хранилище, которое ваш компьютер использует для запуска процессов. Вы можете не думать об оперативной памяти, кроме ее объема, при покупке нового компьютера.
Но не вся оперативная память одинакова. Разные поколения оперативной памяти обеспечивают разную скорость и совместимы только с определенными системами. Вот различия между оперативной памятью DDR2 и DDR3 по сравнению с более новой оперативной памятью DDR4.
Что такое оперативная память DDR?
Если вы новичок в оперативной памяти, вы можете не знать, что означает «DDR». Эта аббревиатура расшифровывается как с удвоенной скоростью передачи данных .
Проще говоря, работа с удвоенной скоростью передачи данных означает, что ОЗУ может передавать данные два раза за такт. Как вы, наверное, знаете, все данные на компьютере являются цифровыми, что означает, что они представлены 1 (включено) или 0 (выключено).
Один тактовый цикл представлен сигналом ЦП, который переходит от выключения к включению и обратно. Обычно это измеряется от средней точки, как вы можете видеть на диаграмме ниже.
Изображение предоставлено: MisterSanderson/Wikimedia Commons
Эта двойная скорость передачи данных является серьезным обновлением по сравнению со старой оперативной памятью SDR (одинарная скорость передачи данных), которая работала только один раз за такт. Оригинальная оперативная память DDR впервые стала общедоступной в 2000 году и, как и оперативная память SDR, в настоящее время устарела. Практически вся оперативная память, доступная сейчас, относится к типу DDR.
Но почему меняются эти поколения оперативной памяти?
Объяснение поколений DDR
Исходная оперативная память DDR была заменена DDR2, DDR3, а теперь и DDR4. Все это будущие поколения одной и той же технологии с более высокой скоростью и другими улучшениями, и все они имеют одинаковый физический размер.
Это не является чем-то из ряда вон выходящим, поскольку многие вычислительные стандарты со временем развиваются. Но вы можете задаться вопросом, откуда взялись DDR2 и DDR3 и почему они появились.
Поколение оперативной памяти, используемой в компьютере, тесно связано с разработкой процессоров и материнских плат. Поскольку такие компании, как Intel, выпускают новые процессорные технологии, им требуются новые наборы микросхем для материнских плат. Это набор электронных компонентов, которые обеспечивают правильное взаимодействие всех частей компьютера.
Новые поколения оперативной памяти необходимы для работы с новейшими чипсетами. Вот почему мы видели оперативную память DDR2, DDR3 и DDR4 после первого поколения. Без этих достижений мы не смогли бы установить оперативную память в новые системы.
Важно отметить, что ОЗУ не совместимо ни назад, ни вперед. Если ваша материнская плата рассчитана на оперативную память DDR4, оперативная память DDR3 просто не будет работать в ней. Таким образом, при сборке или обновлении ПК очень важно покупать оперативную память подходящего поколения для обеспечения совместимости.
Каждое поколение оперативной памяти имеет выемку в несколько ином положении, поэтому невозможно установить в компьютер неправильный тип.
DDR2 против ОЗУ DDR3
Вы можете задаться вопросом, как складываются новые поколения оперативной памяти DDR. Давайте сначала посмотрим на различия оперативной памяти DDR2 и DDR3. Хотя сегодня вы вряд ли найдете оперативную память DDR2 во многих местах (она стала доступна еще в 2004 году), она все же полезна для сравнения.
В то время как ОЗУ DDR исходного поколения выполняли две передачи данных за такт, ОЗУ DDR2 вместо этого может выполнять четыре передачи за такт. DDR3 идет еще дальше, поскольку может производить восемь передач за каждый такт.
Когда дело доходит до скорости, DDR3 неудивительно быстрее. Одним из способов измерения скорости оперативной памяти является количество мегатранзакций в секунду или МТ/с. Это относится к количеству операций, которые ОЗУ может выполнять каждую секунду; 1MT/s — это один миллион передач в секунду.
В то время как оперативная память DDR2 имеет скорость передачи данных в диапазоне от 400 до 1066 МТ/с, DDR3 превосходит этот показатель на уровне 800-2133 МТ/с.
Напряжение — еще один важный аспект поколений оперативной памяти. Оперативная память DDR2 использует 1,8 В, а DDR3 ниже — 1,5 В. Более низкое напряжение означает, что ОЗУ потребляет меньше энергии, что снижает нагрузку на ЦП.
Вы можете найти планки оперативной памяти DDR2 объемом 4 ГБ, но наиболее распространенный максимум составляет 2 ГБ. Практически объем оперативной памяти DDR3 ограничен 8 ГБ на планку, хотя доступны некоторые модели на 16 ГБ.
DDR3 против ОЗУ DDR4
Продолжая обсуждение различий в ОЗУ, как устроена ОЗУ DDR4? DDR3 была представлена в 2007 году, и хотя она до сих пор используется в некоторых старых системах, DDR4 стала стандартом.
DDR4 работает при еще более низком напряжении, чем DDR3, всего 1,2 В. Он также способен выполнять больше операций в секунду, в диапазоне от 1600 МТ/с до 3200 МТ/с.
Samsung продает одну планку оперативной памяти DDR4 объемом 32 ГБ, но это довольно дорого. Максимум, который вы увидите в дикой природе, обычно составляет 16 ГБ.
Если вы находитесь на рынке, у нас есть руководство по выбору лучшей оперативной памяти DDR4.
Скоро: ОЗУ DDR5
На момент написания стандартом является оперативная память DDR4. Но DDR5 не за горами, запуск ожидается где-то в 2020 году.
Вероятно, пройдет несколько лет, прежде чем DDR5 станет стандартом, так что теперь вы можете собрать компьютер с оперативной памятью DDR4.
Как на вас влияют различия в оперативной памяти
Мы перебрали много значений выше, но не чувствуйте себя перегруженными. Обычному пользователю никогда не придется беспокоиться о том, какое поколение оперативной памяти купить. Вы можете просто позволить материнской плате/процессору, который вы хотите приобрести, определять объем оперативной памяти. При сборке компьютера сегодня у вас почти наверняка будет установка, использующая оперативную память DDR4.
Вы можете задаться вопросом, как разные поколения оперативной памяти влияют на производительность. Для обычного пользователя это не будет иметь большого значения. Теоретически DDR4 быстрее, чем DDR3, но скорость оперативной памяти не часто является узким местом в вашей системе.
В большинстве случаев другие обновления еще больше повысят производительность вашего компьютера. Замена старого жесткого диска на твердотельный накопитель, увеличение объема оперативной памяти или обновление процессора будут иметь гораздо больший эффект, чем чуть более быстрая оперативная память.
Основной сценарий, в котором тонкости ОЗУ действительно имеют значение, — интенсивное использование, например, на серверах. Эти машины постоянно работают с большими нагрузками, а это означает, что каждый бит производительности жизненно важен. При обычном использовании вам будет трудно почувствовать разницу между двумя системами с одинаковыми характеристиками, за исключением генерации оперативной памяти.
Другие важные аспекты оперативной памяти
Если вы покупаете готовый компьютер с полки, все уже собрано, так что не беспокойтесь. Но если вы собираете свой собственный ПК, вы должны знать о других значениях ОЗУ, помимо поколения, на котором мы сосредоточились здесь.
Ознакомьтесь с нашим общим руководством по оперативной памяти, в котором более подробно рассматриваются другие характеристики.
DDR, DDR2, DDR3, DDR4: ясность
Теперь вы знаете основные различия между DDR2 и DDR3, а также то, что дает DDR4.
По сути, DDR2, DDR3 и остальные являются дополнительными улучшениями одной и той же технологии. Помимо того, что вы покупаете оперативную память, совместимую с вашей системой (в идеале, новейшего поколения), вам не нужно об этом сильно беспокоиться. Но полезно знать, что означают все эти цифры и буквы для оперативной памяти.
Если вы геймер на ПК, погрузитесь в эту тему глубже с помощью нашего руководства по оперативной памяти для игр.
Имеет ли значение скорость оперативной памяти? DDR3-1600 по сравнению с 1866, 2133 и 2400 в играх
Введение
Влияние системной памяти на производительность игр — тема, которая интересует многих геймеров, но провести углубленный анализ может быть сложно. Еще в середине 2013 года мы опубликовали анализ того, как объем оперативной памяти влияет на игровую производительность, в нашей статье Имеет ли значение память? 4 ГБ, 8 ГБ и 16 ГБ в играх. Эта статья стала одной из самых популярных статей на The Tech Buyer’s Guru и по сей день! Поэтому мы с большим удовольствием представляем вам следующую главу нашего сравнительного анализа оперативной памяти, глубокое погружение в влияние скорости оперативной памяти на игровую производительность. Теперь нам нужно сначала убрать одну вещь — это определенно не статья о разгоне. Если вы хотите добиться максимальной производительности вашего оборудования за часы (или дни) настройки, есть множество других веб-сайтов, которые продемонстрировали, как вы можете сделать это для отдельных продуктов. Вместо этого мы берем один комплект RAM с очень высокими характеристиками, TridentX от G.Skill, и тестируем его на пяти самых популярных комбинациях частоты/времени RAM на рынке сегодня. Каждая из этих комбинаций находится на уровне или ниже опубликованных спецификаций комплекта TridentX — смысл здесь в том, чтобы показать вам, что спецификации оперативной памяти делают для вас, геймера, а не показать вам, как высоко может подняться этот отдельный комплект в руках преданный оверклокер (подсказка — выше некуда!).
Каждая из протестированных нами комбинаций оперативной памяти доступна от разных производителей по разным ценам, и, по нашему мнению, оперативная память является товаром — если вы хотите DDR3-1600 с таймингами 9-9-9-24, большинство комплектов помечены как таковые. по существу идентичны и будут работать точно так же, если будут работать с их опубликованным рейтингом. Вероятно, есть некоторые различия в марже с менее известными или более дружественными к разгону производителями, но если вы используете ОЗУ любого из производителей, которых мы рекомендуем на этом сайте, вы в хороших руках. Это означает Corsair, Crucial, Patriot, G.Skill, Mushkin, Kingston и некоторые другие время от времени. В наших собственных системах и системах тестирования мы в настоящее время используем комбинацию наборов Corsair, G.Skill и Crucial, а также несколько потрясающих (но, к сожалению, снятых с производства) низкопрофильных модулей оперативной памяти Samsung. Мы без колебаний использовали бы их все снова… даже в смешанных наборах. Это уже неправда, и, вероятно, никогда не было таковым, что вы получите лучшую стабильность или производительность, используя подходящие планки оперативной памяти — помните, что оперативная память — это товар, и если она одного размера работает с той же спецификацией, это в основном один и тот же продукт. На самом деле, многие комплекты оперативной памяти буквально используют одни и те же микросхемы синхронной динамической памяти с произвольным доступом (SDRAM), поскольку на самом деле во всем мире очень мало производителей таких микросхем.
Вот репрезентативные комплекты оперативной памяти, соответствующие протестированным нами настройкам, а также текущие розничные цены:
- Crucial Ballistix Sport 2×4 ГБ DDR3-1600 (9-9-9-24, 1,5 В) — 75
- Patriot Viper III 2×4 ГБ DDR3-1866 (9-10-9-27, 1,5 В) — 87
- Corsair Vengeance 2×4 ГБ DDR3-2133 (11-11-11-27, 1,5 В) — 93
- Corsair Vengeance Pro 2×4 ГБ DDR3-2400 (11-13-13-31, 1,65 В) — 93
- G. Skill TridentX 2×4 ГБ DDR3-2400 (10-12-12-31, 1,65 В) — 93
долларов США
долларов США
долларов США
долларов США
долларов США
Как упоминалось в начале, мы фактически не тестировали каждый из этих комплектов оперативной памяти, хотя у нас есть несколько из них, используемых в различных сборках ПК. Вместо этого мы взяли комплект с самым высоким рейтингом, G.Skill TridentX, и снизили его частоту, чтобы имитировать другие комплекты. Поскольку вся оперативная память, работающая с одинаковой частотой и таймингами, будет работать одинаково независимо от поставщика, мы считаем, что это точный способ отображения производительности без необходимости физической замены оперативной памяти для каждого сеанса тестирования. Обратите внимание, что скорость оперативной памяти определяется как частотой (измеряемой в МГц), так и ее таймингами. Наиболее важными таймингами являются задержка CAS (CL), задержка RAS-CAS (tRCD), предварительная зарядка RAS (tRP) и время цикла (tRAS), которые представляют собой четыре тайминга, включенные в приведенный выше список. Немного меньшее значение имеет скорость команд (CMD). Мы установили его на 1T, а не на 2T для всех наших тестов, но 2T предлагает более широкую совместимость, особенно при работе с четырьмя планками оперативной памяти.
Увеличение частоты почти всегда требует ослабления (увеличения) таймингов, а иногда также требует увеличения напряжения. Достижение правильного баланса имеет решающее значение, и, по нашему мнению, производители уже неплохо справляются с этим, отсюда и различные тайминги и напряжения в комплектах, перечисленных выше. Мы обнаружили, что настройка параметров ОЗУ имеет очень небольшую отдачу с точки зрения производительности, особенно с учетом повышенной вероятности нестабильности системы, поэтому запуск с указанными настройками комплекта (предоставленными в профиле XMP) обычно является хорошим подходом. Чтобы получить приблизительное представление о скорости оперативной памяти, вы можете разделить частоту на задержку CAS, но, как мы увидим в следующих тестах, это действительно только приблизительное значение.
Одно замечание — мы намекали на это выше, но здесь скажем более прямо: не покупайте оперативную память с более низкими характеристиками в надежде разогнать ее до следующего уровня оперативной памяти. Этого просто не произойдет, по крайней мере, без значительного повышения напряжения, которое мы обычно не одобряем. При штатном напряжении наши комплекты DDR3-1600 не могли работать с настройками DDR3-1866, которые мы использовали, и, аналогично, наши комплекты DDR3-1866 не могли работать с DDR3-2133. Так что просто купите комплект оперативной памяти, который вам больше всего нравится (и вашему кошельку). Производители оперативной памяти сделали за вас разгон, так что не смотрите дареному коню в зубы, просто прокатитесь!
Используемая нами система эталонного тестирования имеет следующие характеристики:
- Материнская плата: ASRock Z97 Extreme4 (спасибо ASRock и Newegg за предоставление этого образца для обзора)
- ЦП: Intel Core i7-4770K (разогнанный до 4,5 ГГц)
- Видеокарта: MSI GeForce GTX 780 Ti Gaming 3 ГБ (драйвер GeForce 344. 65)
- : Crucial MX100 512 ГБ
- Кулер ЦП: Corsair Hydro h200i
- Корпус: Corsair Carbide 500R
- Блок питания: EVGA Supernova G2 850 Вт
- ОС: Windows 8.1
Твердотельный накопитель
А как насчет этих игр? Что ж, мы хотели предоставить широкий выбор жанров, а также протестировать относительно новые, более требовательные игры. В то же время нам приходилось держаться подальше от совершенно новых игр, потому что чрезвычайно сложно проводить бенчмаркинг программного обеспечения, которое находится в процессе постоянных обновлений. Итак, вот протестированные нами игры/приложения, перечисленные в порядке их появления в этой статье:
- 3DMark
- Сетка 2
- Метро: Последний свет
- Вор
- Кризис 3
- Поле битвы 4
Хорошо, давайте посмотрим на 3DMark, чтобы получить базовые данные….
3DMark
3DMark вызывает много критики со стороны геймеров, потому что на самом деле это не игра. Это правда, но это по-прежнему очень полезная утилита, и мы всегда используем ее, чтобы установить базовый уровень производительности процессора и видеокарты. Неудивительно, что графическая оценка практически одинакова во всех пяти тестовых случаях, как и должно быть. Любая разница, которую вы видите, является простой дисперсией тестирования — такая большая вариация будет присутствовать даже при тестировании одной и той же системы пять раз подряд. Более интересным для целей нашего исследования здесь является Physics Score, который является чистым тестом платформы ЦП — видеокарта используется только для отображения изображения, визуализируемого ЦП. И как таковой, это почти идеальный тест теоретической мощности процессора. От одного параметра к другому разница в баллах иногда едва поддается измерению, но от самого низкого до самого высокого мы видим дельту в 2,1%, которую мы считаем значительной. Это не большая разница, но она есть. Предполагая, что используемый здесь физический тест более чувствителен к скорости оперативной памяти, чем реальный игровой рендеринг, мы были бы удивлены, если бы пять игровых тестов, которые мы подготовили для вас, показывали дельту больше, чем 2,1%.
Давайте посмотрим, верна ли эта теория, не так ли?
Grid 2, Metro: Last Light и Thief
Каждая из трех игр на этой странице имеет встроенный тест, который мы использовали для согласованности. Очень небольшие различия в производительности, связанные с оперативной памятью, требуют минимизации различий между тестами в тестах, поэтому запуск хотя бы нескольких встроенных тестов помогает свести к нулю реальные различия в производительности. Каждый встроенный игровой бенчмарк запускался три раза при каждой настройке ОЗУ, при этом первый результат в каждом случае отбрасывался, а второй и третий результаты усреднялись для получения общего балла.
Мы обнаружили — и это важно — что первый запуск каждого встроенного теста показал средние и особенно минимальные результаты частоты кадров, которые просто не соответствовали последующим результатам. Минимумы, как правило, были намного ниже, а средние могли быть выше или ниже. Во втором и третьем прогонах каждого теста результаты обычно стабилизировались, что нам и нужно, если мы пытаемся сделать выводы о производительности.
Grid 2
Мы исходили из того, что Grid 2, наименее требовательная игра, которую мы тестировали, будет больше зависеть от процессора и, следовательно, больше от оперативной памяти, чем другие игры. При разнице всего в 1,1% между самым быстрым набором (DDR3-2400, CAS 11) и самым медленным (DDR3-1600) он оказался не особенно чувствительным к скорости оперативной памяти. Кроме того, это всего лишь один из двух проведенных нами тестов, в которых самая быстрая оперативная память DDR3-2400 CAS 10 не показала наилучших результатов. Это только подчеркивает, насколько невероятно узок спред между этими различными комплектами.
Различия в минимальной частоте кадров превышали средние значения частоты кадров и составляли 2,4%. Но что удивительно, лучшей минимальной производительностью оказался наш комплект DDR3-1866, а худшим — наш комплект DDR3-2400 верхнего уровня. Надеемся, что добавление дополнительных данных к анализу прояснит, не связаны ли минимумы со скоростью ОЗУ или Grid 2 была исключением в этом отношении.
Metro: Last Light
В отличие от Grid 2, Metro: Last Light — самая требовательная из протестированных нами игр. Учитывая экстремальную нагрузку на видеокарту, мы предполагали, что особой разницы между наборами памяти не будет. Конечно же, с дельтой 0,9% между самой быстрой и самой медленной оперативной памятью, здесь не на что смотреть среди средних значений частоты кадров. Обратите внимание, что минимумы, тем не менее, показывают некоторые интересные закономерности. Утилита для тестирования, входящая в состав Metro: Last Light, имеет очень непостоянную минимальную частоту кадров (первый запуск всегда намного ниже), поэтому в качестве меры предосторожности мы фактически исключили все первые запуски для Metro и двух других встроенных тестов производительности. Тем не менее, у нас была странная аномалия при тестировании на DDR3-2400, 11-13-13-31: второй запуск также всегда был намного хуже. Мы запускали тесты три раза подряд в течение нескольких сессий, и каждый раз комплект выдавал низкие минимумы как в первом, так и во втором запуске. Мы не могли просто отбросить все эти данные, потому что они явно пытались нам что-то сказать, поэтому второй запуск с низкой производительностью включен в приведенное выше среднее значение. Мы можем только предположить, что очень свободные тайминги, используемые для этого комплекта, оказали некоторое негативное влияние на производительность.
Если оставить в стороне результат DDR3-2400 CAS 11, мы по-прежнему видим четкую закономерность в минимальной частоте кадров. Более быстрая оперативная память означает лучшие минимумы. Комплект DDR3-2400 CAS 10 оказался на целых 9,7% быстрее, чем комплект DDR3-1600, что намного превзошло наши ожидания, основанные на базовом уровне, установленном 3DMark. Возможно, здесь что-то не так: Metro, самая требовательная игра в нашем наборе, продемонстрировала значительное влияние скорости ОЗУ на минимальную частоту кадров, в то время как Grid 2, наименее требовательная, практически не показала никакого влияния. Больше данных, пожалуйста!
Thief
В Thief, перезагрузке оригинальной игры 1998 года в 2014 году. У нее довольно требовательный графический движок, но он довольно хорошо сбалансирован между нагрузкой на видеокарту и процессор. В наших тестах мы видим максимальную дельту в 1,0%, но, что интересно, самая высокая производительность достигается, едва ли, комплектом DDR3-2400 CAS 11, а не комплектом CAS 10. Это достаточно близко к ничьей, и то же самое можно сказать обо всех трех топовых комплектах. Точно так же DDR3-1600 и DDR3-1866 в основном идентичны по производительности.
На данный момент мы наблюдаем довольно стабильный прирост на 1% при переходе от самой медленной к самой быстрой оперативной памяти с точки зрения средней частоты кадров, в то время как минимальные значения встречаются повсюду. Лучшая минимальная производительность у Thief была достигнута с оперативной памятью DDR3-2133, а худшая — с DDR3-1866. Но с разницей всего в 2,9% это довольно плотное совпадение. Далее мы рассмотрим некоторые реальные прогоны в игре, которые могут прояснить или еще больше затуманить наши результаты, в зависимости от их согласованности…
Crysis 3, Battlefield 4 и Выводы
На данный момент мы показали вам одно приложение и три игры, которые используют встроенные тесты. Они определенно имеют свое место, как мы обсуждали ранее, в установлении определенного уровня согласованности. По иронии судьбы, однако, мы обнаружили, что все три встроенных игровых теста на предыдущей странице оказались намного менее последовательными, чем нам хотелось бы, особенно в отношении первого запуска каждого теста. Тогда вопрос в том, как будут проходить настоящие забеги в игре? Не будут ли они еще менее последовательными и, следовательно, маскируют любые незначительные различия в производительности ОЗУ? Что ж, при тестировании два внутриигровых прогона на самом деле оказались более последовательными. Конечно, это потребовало некоторых усилий с нашей стороны. Как для Crysis 3, так и для Battlefield 4 мы записали данные для трех одинаковых 30-секундных прогонов, следуя одному и тому же пути и сражаясь с врагами в точно таком же порядке. Мы использовали FRAPS для сбора данных о средней и минимальной частоте кадров. Поскольку наши три прогона в игре продемонстрировали согласованность между тестами, мы усреднили все три, чтобы получить наши результаты для каждой тестовой настройки.
Crysis 3
В Crysis 3 мы использовали сложный уровень High Line/Welcome to the Jungle для одиночной игры. Crysis 3 — чрезвычайно требовательная игра, и это особенно высокий уровень спроса, и при этом красивый. Мы выбрали почти максимальные доступные настройки с «Очень высокими» текстурами и системными спецификациями, но несколько ограничили сглаживание (используя настройку SMAA 2TX среднего уровня), чтобы сохранить некоторую нагрузку на подсистемы ЦП и ОЗУ. Конечно же, мы видим здесь разницу в 3,3% между верхним и нижним набором и гораздо более значительную разницу в 7,5% в минимальной частоте кадров. По нашему мнению, это достаточно большая разница, и это самая большая разница, которую мы обнаружили в любом из наших тестов. Интересно, что дельты, показанные в этой игре, на самом деле больше, чем то, что мы зафиксировали в физическом тесте 3DMark, что позволяет предположить, что Crysis 3 может получать выгоду от скорости оперативной памяти чуть более прямым образом.
Battlefield 4 (одиночная игра)
Ах, BF4, любимая всеми игра для критики, любимая игра для всех. И да, мы знаем, что никто не играл в однопользовательскую игру в общей сложности более пяти часов, но это гораздо лучший способ оценить игру при поиске незначительных изменений в производительности, чем использовать практически неповторимые многопользовательские уровни. . Мы использовали прохождение однопользовательского уровня «Баку», действие которого происходит в здании школы. Здесь мы обнаружили разницу в 1,2% между лучшими и худшими средними значениями частоты кадров и более заметную разницу в 4,4% в минимальных значениях. Как и в Crysis 3, но в отличие от трех других игр, топ-комплект здесь фактически выигрывает как средние, так и минимальные короны.
Графики общего среднего значения и соотношения цены и качества
Поскольку разница в производительности настолько мала, незначительное отклонение в контрольном показателе может исказить или скрыть результаты непредсказуемым образом. Но когда мы усредняем все наши тесты вместе, мы начинаем видеть четкую картину того, как именно производительность меняется в зависимости от скорости оперативной памяти. Следует отметить, что 3DMark не был включен в это среднее значение, так как его результаты нельзя напрямую сравнивать с реальными играми. Кроме того, поскольку результаты Grid 2 были примерно в два раза выше, чем у любой другой игры, использованной в нашем тестировании, мы разделили ее результаты на два, чтобы они не были завышены в среднем.
В итоге фишки падают, как и следовало ожидать, по крайней мере, по порядку. Да, «самый быстрый» комплект на самом деле самый быстрый, а «самый медленный» комплект на самом деле самый медленный. Тем не менее, разница довольно мала — всего 1,4% по средней частоте кадров и 3,9% по минимальной частоте кадров. Между тем, комплект 1866 имеет небольшое преимущество перед комплектом 1600, а комплект 2133 чуть опережает комплект 1866. Исключением является комплект DDR3-2400 CAS 11, который показал плохой результат в Metro: Last Light, о котором говорилось ранее. Это действительно снизило общий показатель минимальной частоты кадров, хотя средняя частота кадров все еще довольно высока.
Но что мы можем сделать с этими результатами? Они настолько малы, что мы должны просто игнорировать их и брать самый дешевый комплект? Мы добавили розничные цены в названия продуктов выше, чтобы напомнить нам, что цена, безусловно, является фактором. Еще один шаг в анализе должен прояснить ситуацию.
Ах, да, цена/производительность. Вот к чему все сводится, верно? Что ж, если брать сам по себе, то здесь явный победитель — самый дешевый комплект. Без сомнения, DDR3-1600 — мечта охотника за скидками. Но если учесть общую стоимость системы (которая на момент публикации составляла 1500 долларов за вычетом затрат на оперативную память), мы видим другую картину. Наборы практически все одинаковые. И хотя цены на оперативную память меняются практически каждый день, диапазон цен, который мы использовали в наших расчетах, отражает то, что вы увидите на рынке. Когда мы говорим о том, чтобы потратить 1500 долларов на новую систему, стоимость оперативной памяти, откровенно говоря, не имеет значения. Поэтому выбор самой быстрой оперативной памяти имеет смысл — действительно, комплект DDR3-2400 CAS 10 выигрывает в соотношении цена/производительность с учетом общей стоимости системы.
Но при рассмотрении средней частоты кадров на доллар, как мы это сделали на графике выше, даже не учитываются минимальные значения частоты кадров, которые, как мы обнаружили, различаются больше, чем средние значения. Хотя мы не отображали это на графике, мы можем сказать вам, что по этим параметрам комплект DDR3-1866 на самом деле выглядит неплохо по сравнению с комплектом DDR3-1600 и почти соответствует комплекту DDR3-2400 высшего уровня.
Однако здесь играет роль еще один элемент: напряжение. Нет ни одного комплекта оперативной памяти с рейтингом выше DDR3-2133, который мог бы работать с разумными временными интервалами, не прибегая к напряжению 1,65 В. И это дополнительное напряжение приносит с собой дополнительный нагрев и дополнительный износ компонентов. По этой причине переход на DDR3-2400 не является однозначным решением.
Заключение
В конце концов, мы знаем, что результаты, представленные в этой статье, не изменят мир, даже среди энтузиастов компьютерных игр. Но, учитывая небольшую разницу в цене между базовой и высококачественной оперативной памятью, стоит принять взвешенное решение. В отличие от процессоров и видеокарт, разница в цене между самым дешевым комплектом и самым дорогим комплектом на 8 ГБ часто составляет 20 долларов или меньше, в зависимости от дня, когда вы совершаете покупки. Итак, вот наш совет всем геймерам, которые обдумывают следующую покупку оперативной памяти:
- Потратьте деньги на более высокоскоростную оперативную память, прежде чем переходить с 8 ГБ на 16 ГБ, поскольку она играет большую (хотя и незначительную) роль в игровой производительности.
- Если вы выбираете новый комплект оперативной памяти для существующего ПК, выберите то, что соответствует вашему бюджету — DDR3-1600 обычно дешевле, но если вы можете найти DDR3-1866 или DDR3-2133 в пределах нескольких долларов от DDR3-1600 , считайте это небольшим, но стоящим обновлением.