Мониторы без кэ и шим: Учимся выбирать монитор, интерпретировать результаты тестов и не совершать ошибок (страница 5)

Содержание

Учимся выбирать монитор, интерпретировать результаты тестов и не совершать ошибок (страница 5)

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки – еще одна забава для интересующихся и разбирающихся в мониторах. Найти модель с высокими результатами в данной дисциплине, которую можно разделить на несколько, задача не из простых.


Первое, с чем вы сталкиваетесь в этом разделе – таблица с измеренной в тридцати пяти точках экрана яркостью. Все мониторы настраиваются по центральной точке с приведением уровня свечения в 200 нит. Среднее отклонение выше 15% – плохо, 8-13% – средний результат, 4-7% – претензий при работе возникнуть не должно. С максимальным вы сможете определиться сами.


Но не стоит забывать и про диаграмму поверхности. По ней проще представить общую картину и сделать определенные выводы, не забывая при этом вспоминать степень отклонений в процентах. Ведь на диаграмме всегда двенадцать сегментов, а поэтому, какой бы не была равномерность подсветки, сплошное темное или светлое поле вы никогда не увидите.


рекомендации

Для дополнительной оценки всегда прилагается недоэкспонированная фотография белого фона. По ней часто довольно сложно что-то понять, но если вы ставите перед собой такую цель – откройте полноразмерное изображение (в любом из обзоров) и увеличьте насыщенность в любом из графических редакторов. В таком случае сосредоточение различных паразитных оттенков и просто плохую равномерность ЦТ и яркости выявить будет значительно легче.




После белого поля всегда описывается равномерность на черном. Тут видимых проблем не бывает только у AMVA матриц, как благодаря глубокому уровню черного, так и за счет общего подхода компании AUO к производству своих панелей.

У IPS/PLS/AHVA разница между моделями дисплеев может быть колоссальной. То плохой экземпляр матрицы, то ее сильно зажали по углам, то еще какие-то проблемы. У всех виданных мною современных TN+Film в свою очередь присутствуют сильные засветы от светодиодных полосок подсветки в нижней части и по краям.



Стоит напомнить, что в каждом обзоре всегда приводятся две фотографии черного поля. Первая – для лучшего понимания проблемных областей, места их сосредоточения. Вторая – примерная демонстрация того, как выглядит подсветка в реальных рабочих условиях при полном отсутствии внешнего освещения.

Поэтому если вы думаете увидеть нечто подобное солнечным днем, то забудьте про это. Ничего не выйдет. В обычные рабочие часы (я беру в расчет график с 9-10 до 19-20) при наличии внешнего освещения познакомиться с такими «ужасами» TN+Film- и IPS-подобных моделей – задача невыполнимая.


В конце нас встречает таблица с результатами равномерности цветовой температуры. В ней, как и в разделе «Стабильность цветовой температуры», отсутствуют данные по паразитным оттенкам. Их можно оценить лишь по фотографии белого поля с накрученной в графическом редакторе насыщенностью.

Здесь степень отклонений не всегда играет определяющую роль, но забывать о них все равно не стоит. Результат на примере выше – очень хороший. В последнее время с подобным мне приходится сталкиваться все чаще.


Распределение цветовой температуры удобно оценивать по диаграмме поверхности. Но тут, как и с диаграммой по уровню подсветки, всегда используется деление рабочего диапазона на двенадцать. Именно поэтому (какими бы высокими не были результаты) красивой диаграмма не будет никогда. Не стоит этого пугаться. Не забывайте о цифрах – тогда не запутаетесь.

Что касается средней разницы между минимальным и максимальным значениями ЦТ, то некогда мною было получено значение примерно в 600К. Два-два с половиной года назад многие модели демонстрировали подобную разницу, сейчас же ситуация изменилась. Неудачные дисплеи спокойно демонстрируют вдвое больший разброс, а непрофессиональные модели нередко укладываются в разницу в 250-300К. Как будет дальше, покажет время и подход производителей к качеству своей продукции.

Энергопотребление и нагрев

Этот раздел был добавлен в обзоры примерно с середины 2012 года. Какой-то особой смысловой нагрузки он не несет. Иногда можно заметить некую закономерность в равномерности подсветки на черном поле (редко, на светлом) от температуры поверхности в определенной части панели. Не более того.

Энергопотребление… замечательно, но очень сомневаюсь, что кого-то из вас волнует, потребляет ли монитор 20 Вт*ч/ч или 32 Вт*ч/ч. Впечатляющих сумм с такой экономии не набрать.

Особенности (КЭ, ШИМ и др.)

Про этот раздел и рассматриваемые в нем особенности можно было бы забыть лет эдак пять назад, но сейчас современные реалии и предъявляемые (покупателями и пользователями) требования требуют его присутствия.

Стоит понимать, что и КЭ, и ШИМ – все это присутствует и во всех старых мониторах. Просто поменялось время, и сейчас об этом модно говорить.

Итак, кристаллический эффект, он же КЭ, он же «налет песка», он же «структура туалетной бумаги», «наждачка» и так далее.

Некоторые описывают изображение на мониторах с матовой поверхностью и этим самым КЭ, как мутное, бледное, нечеткое, «в точечку», «в крапинку» и другими немыслимыми определениями. Другие же продолжают работать и даже не знают, как выглядит этот КЭ, в том числе на старых мониторах, где он по факту очень сильный. Можно понять и тех, и других, поскольку мне удалось поработать за мониторами со всеми возможными типами поверхностей, а буквально четыре года назад я тоже не догадывался о существовании такого эффекта.

Картинка между ними действительно различается и по-другому быть не может. Самая четкая, насыщенная, с хорошим визуальным контрастом (который, к слову, не зависит от коэффициента контрастности в допустимых пределах), естественно, на глянцевых экранах. Нет никакой разницы, находится ли матрица под дополнительным «колпаком» (закаленное стекло, пластик) или нет, существует ли между ними воздушная прослойка и какое разрешение у дисплея.

На сегодняшний день можно выделить четыре типа поверхностей:

  • Матовая – встречается в ~90% современных мониторов. Если брать в расчет последние модели, то заметность КЭ у них схожая, даже с учетом разных типов матриц;
  • Полуматовая – практически все AMVA модели нескольких последних поколений, доля 24-дюймовых мониторов с разрешением 1920 x 1200 пикселей с IPS и PLS, практически все 27-дюймовые WQHD и 30-дюймовые гиганты с GB-LED подсветкой;
  • Полуглянцевая – сильная приближенность к 100% глянцу, но присутствуют слабые антибликовые свойства. Из последнего припоминаю лишь 28-дюймовую *VA панель Chimei Innolux в ASUS VN289Q;
  • Глянцевая – самый популярный пример представлен Apple Cinema Display. Кроме него можно найти достаточное количество моделей с таким типом поверхности на любой вкус и кошелек, но в основном все они будут выполнены на IPS. Правда, это касается исключительно 23- и 27-дюймовых дисплеев, стандартов Full HD и WQHD.

Если вы до сих пор не разобрались, что же такое КЭ и как выглядит изображение без него – вам повезло. Это сэкономит ваши нервы и деньги. Продолжайте работать за своим монитором или в случае необходимости можете приобрести любую новую модель с матовым экраном. В противном случае вы знаете, что делать, на какие мониторы следует обратить внимание. А поможет в этом уже знакомая сравнительная картинка выше.

Второй эффект, который может вас побеспокоить – Cross Hatching. Его мне так и не удалось показать с помощью собственных фотографий, но в интернете можно найти нечто похожее. Слабо различимые диагональные полосы на светлых (особенно серого цвета) поверхностях – это и есть «кросс хэтчинг». Мне пришлось столкнуться с ним не раз и не два, и стараться не замечать его удавалось крайне редко. При этом встречал людей, которые в упор его не видят.

Сейчас он встречается крайне редко, но в экземплярах мониторов 2012-2013 годов выпуска с IPS матрицами с диагональю от 23 до 30 дюймов может присутствовать.




Третья особенность – наличие ШИ-модуляции и ее частота. С ее учетом современные мониторы можно поделить на пять категорий:

  • C ШИМ с низкой частотой в 130-300 Гц (в основном встречаются модели с 220-260 Гц) – мягко назовем это «прошлым веком». Все чаще производители уходят от такой практики;
  • С ШИМ с низкой частотой в 180-220 Гц, плюс разные виды сглаживания пульсаций. Яркие тому примеры – Samsung S24A850DW и Samsung S27B970D. В теории нагрузка на глаза значительно ниже, чем у дисплеев первой категории;
  • C ШИМ с высокой частотой в несколько кГц (в половине случаев – в несколько десятков кГц) – такие модели можно отнести в категорию без ШИМ, поскольку заметить мерцание в любых тестах и при любых условиях невозможно;
  • Гибрид – без ШИМ (или с ним на высокой частоте в несколько кГц) до определенного уровня яркости, а после ШИМ с частотой в 180-220 Гц. Один из таких мониторов – EIZO EV2736WFS;
  • Без ШИ-модуляции, яркость подсветки регулируется за счет изменения силы тока. В минусах подобного решения сильное изменение цветовой температуры при регулировке яркости, особенно при низких значениях. Плюс – абсолютная безопасность для глаз и головы из-за полного отсутствия мерцания.

Но тут стоит помнить, что ШИМ – лишь одна из многих причин возникновения проблем со здоровьем при работе за монитором. Подавляющее большинство до сих пор и уже давно работает за моделями с ШИМ. Жалуются немногие. Не является ли это доказательством того, что не стоит так бояться подобных дисплеев? Лично я могу работать за любым монитором, в том числе по восемь-десять часов подряд. Правда, перед этим каждый из них подвергается настройке и калибровке, но не думаю, что это играет большую роль. Уж снизить яркость может каждый из вас и без всяких измерительных приборов.

В любом случае я не отговариваю вас от покупки мониторов четырех последних (а для кого-то только трех) категорий. Если есть такая возможность, определенно точно стоит предпочесть их, нежели модели с низкочастотным ШИМ.


Четвертая особенность – расстояние между матрицей и защитной твердой поверхностью. Как еще иногда говорят – воздушная прослойка. Из-за этого нередко можно наблюдать переотражения объектов под определенным углом. Встречается в нескольких моделях на рынке (больше пяти-семи их не наберется).

У Apple Cinema Display и корейских моделей Crossover ничего подобного не замечено. Причиной на то является минимальный зазор между панелью и стеклом.