| ||||||||
КАТАЛОГ ТОВАРОВ Срок доставки товара в течении 1-3 дней !!!
|
Что делать, если вместо 4 ГБ ОЗУ компьютеру доступно только 2? 4 гб озуСколько оперативной памяти необходимо ПК в 2017 году?В связи с подорожанием flash-памяти на рынке у многих покупателей при сборке нового ПК возникает вопрос – а нужна ли та лишняя плашка ОЗУ на 8 ГБ? Не хватит ли 4 ГБ? Сколько вообще нужно оперативки в 2017 году? Давайте попробуем разобраться, начиная с одного и умножая на два. 1 ГБ – архаизм, которому место на свалке истории. Сборка десятилетней давности, новые ОС не работают, старые мучаются. Вариант только для банковского терминала или супер-ретро станции. Ареал обитания – музеи, свалки, гробницы древних программистов. Персональный опыт – столько стояло на на старом ПК с Windows XP, который еле тянул DOOM 3 на минимальных настройках графики. Умножаем на два, получаем 2 ГБ – мало, процентов 70% сожрёт уже неоптимизированная Windows 10, а так как после использования 50% ОЗУ система начинает подключать медленный файл подкачки, ждите тормозов. 2 ГБ – это минимальный объём для Windows 10, то есть для исключительно офисной работы в Word, Excel и браузере с двумя открытыми вкладками максимум. Ареал обитания – дешёвые китайские аналоги Compute Stick, собственно сами Compute Stick и самые недорогие планшеты на Windows 10, вроде Teclast X80. Мой персональный опыт – не особо знаком, ибо 2 ГБ было только на стареньком LG G2, все компьютеры имели либо гигабайт ОЗУ, либо три, либо четыре. 4 ГБ ОЗУЭто минимально допустимый объём, как по мне. На всё про всё у нас остаётся где-то 2,5 ГБ свободной памяти, которых должно хватить и на веб-браузинг, и на работу в Photoshop, и на рендеринг видео. Поочерёдно, разумеется. Ареал обитания – почти везде, это один из самых популярных вариантов для Windows-планшетов и бюджетных ПК. Объёма хватает для бесперебойной работы операционной системы, запуска нетребовательных браузеров и параллельной игры в старые игры на альт-табе – один из моих любимых способов прохождения некоторых проектов. Если вам нужно иметь кучу открытых, скажем, мессенджеров, то это – прожиточный минимум. Плюс – всё тот же файл подкачки, тормоза будут частыми. Читайте также: Insomniac Games сменила логотип впервые за 15 лет Мой персональный опыт – есть, так как плашка Goodram DDR3 на 4 ГБ была установлена на моём первом личном ПК, который около двух лет не прокачивался. И для геймера этого маловато. 8 ГБ ОЗУОптимальный объём для работы и 99% игр с закрытым браузером. Ареал обитания – повсеместно, это очень быстро набирающий популярность вариант. Но вопреки тому, что вам могут рассказывать пользователи Linux, которые сидят на 6 ГБ и пользуются компьютером раз в пятилетку, долго на 8 ГБ вы не проживёте. На максимальных настройках графики Watch Dogs 2, например, потребляет 6200 мегабайт ОЗУ, на минимальных – 4200, а общее потребление системы при этом не упирается в потолок только начиная с 12 Гб общей памяти. Так что 8 ГБ хватает на базовую работу и на игры, но не хватит надолго. Персональный опыт – 8 ГБ хватает на многие вещи. Очень многие. Можно писать статью, периодически проводя alt-tab на какой-нибудь DOOM 2016 года, и держа при этом работающим плеер Google Play. Но в новых играх этого уже мало. 16 ГБ ОЗУЭто максимально адекватный объём для игр и начальных рабочих станций. Достаточный объём для того, чтобы не переживать ещё годика три, открывать по десять вкладок в хроме параллельно с фотошопом в RAW-формате и Battlefield 1 на alt-tab. Ареал обитания – годные ПК, не бюджетки, но и не ультра-мощные, рабочие станции для серьёзных дядей-дизайнеров и видеоредакторов средней серьёзности. В отличие от ситуации с 4 ГБ, где была куча открытых мессенджеров, в случае 16 ГБ и больше мы будем иметь дело в основном с одной требовательной программой. Персональный опыт – его мало, так как прокачал дополнительной восьмёркой я свой ПК относительно недавно, но скажу, что это просто шикарно. Файл подкачки молчит, любая из доступных мне игр в Steam/Origin не забивает систему даже на 50%. Больше 16 ГБ ОЗУОт 32 до 64 ГБ – рабочие станции переменной мощности, игровые ПК с парочкой Titan или GTX 1080 Ti в SLI и RGB-подсветкой под каждым винтиком. Чаще всего ОЗУ для таких целей покупается уже с подсветкой, что отдельно будет стоить денег. Если вы хотите такой компьютер себе, знаете всё уже заранее, и в моих советах не нуждаетесь. Ареал обитания – покои геймеров-энтузиастов, которые, к примеру, Witcher 3 запускают на ультра-настройках в 8К. Личный опыт – нет. 128 ГБ – потолок возможностей стандартного потребителя в данный момент. Практическое применение разве что на тестовых стендах с самым мощным оснащением, включая серверное оборудование за баснословные деньги. Ареал обитания – офис Линуса Себастьяна, серверы крупных игроков, вроде Facebook (наверное). Личный опыт – нет. 256 ГБ и выше – объёмы, доступные на материнских платах ручной сборки с несколькими процессорами. Для работы с таким количеством ОЗУ необходима операционная система Windows Server, плюс – запускается система около двух минут, даже если использовать SSD. Ареал обитания – тайные штаб-квартиры исследователей нефтегазовых месторождений. Наверное. Личный опыт – 50% сладких снов, 50% жутких кошмаров из-за того, что я представлял себе количество ОЗУ и пугался – а вдруг даже терабайта DDR4 не хватит, и что же делать дальше? Но хватит ли в 2017 году DDR3?Когда выбор касается DDR3 и/или DDR4, то здесь больше всего рулит частота памяти, которая увеличивается вместе с разгоном и новыми версиями. Логично, что чем дороже ПК, тем лучше ОЗУ должна быть, но это не просто логично, а иногда и вовсе необходимо. Например, процессоры Ryzen из-за особенности конструкции очень любят высокочастотную ОЗУ, а именно – от 2400 МГц. Такие частоты наиболее доступны именно на DDR4, предыдущий стандарт приходится разгонять. Высокая частота ОЗУ для Ryzen позволяет в полной мере реализовать технические фичи новых процессоров, значительно повышая производительность и в играх, и в системе, и для создания контента. Впрочем, я стою на позиции, что объём важнее частоты. Есть ли разница в том, как быстро будет работать ваша программа, если вы не сможете переключиться с неё на рабочий стол или браузер без вылета/автозакрытия? ИтогиТеперь подсуммируем. 4 ГБ – адекватный вариант для чисто офисного ПК. 8 ГБ – средний показатель, более-менее универсальный. 16 ГБ – самый трезвый и перспективный на будущее вариант. Меньше 4 ГБ – архаизм и нехватка, больше 16 ГБ – специализированная покупка для знатоков. Итого, большинству потребителей вполне хватит 8/16 ГБ ОЗУ для 2017 года, и даже 2018, если не будет форс-мажоров, или Chrome не станет потреблять ещё больше памяти. root-nation.com ОЗУ 4 гб, а доступно 2 как исправить?С проблемой доступности всей оперативной памяти может столкнуться каждый. В один прекрасный момент, когда вы решаете добавить в свой компьютер еще одну или несколько планок оперативной памяти, происходит следующая ситуация. В свойствах системы написано, что установлено 4ГБ, а доступно только 2ГБ. Или вместо 8ГБ доступно 4ГБ. В данной статье мы расскажем как исправить данную проблему и заставить windows использовать всю ОЗУ. Как сделать доступной всю установленную оперативную память?Первым делом стоит определиться с парой вещей. Первое — разрядность ОС. Если у вас 32 (x86) разрядная Windows, то больше 3.2 ГБ ОЗУ она видеть не будет! Единственный вариант в этом случае — установка 64 разрядной ОС. Также в случае использования встроенной видеокарты (интегрированной) она будет потреблять какой то объем вашей оперативной памяти. Обычно не более 700MB. Это исправляется только установкой дискретной (отдельно стоящей) видеокарты со своей видеопамятью. Если же у вас стоит 64 разрядная Windows и дискретная видеокарта, но при этом доступна не вся ОЗУ, то тогда вам нужно сделать следующее. Для начала откройте системный блок, извлеките все модули ОЗУ и протрите контакты на них спиртовой салфеткой/простым ластиком и установите назад, желательно поменяв местами. Многим это помогает. Одна из возможных причин — плохой контакт оперативной памяти Следующим шагом будет активация (enabled) функции Memory Remap Feature в настройках BIOS. Обычно она находится в разделе Advanced -> North Bridge Configuration. Включение опции Memory Remap Feature в BIOS Также нужно зайти в конфигуратор системы, нажав кнопки «Windows» + «R» на клавиатуре и вписав в открывшееся окно команду «msconfig». Комбинация кнопок «Win»+»R» на клавиатуре Открываем конфигуратор системы командой msconfig В открывшемся окне переходим на вкладку «Загрузка» -> «Дополнительные параметры». Дополнительные параметры на вкладке «Загрузка» И снимаем галочку «Максимум памяти» после чего перезагружаемся. Снимаем галочку «Максимум памяти» ВыводыВсе вышеописанные действия помогут заставить ваш компьютер или ноутбук использовать всю установленную оперативную память, а не только ее часть. helpadmins.ru Почему из 4ГБ ОЗУ доступно только 3? Факторы, влияющие на определение полного объёма памятиЛюди часто задают вопрос: почему из четырех (шести или восьми) гигабайт оперативной памяти, установленных в компьютер, доступно только 2,23 (3,25 или 2,87 и т.д)? Ниже перечислены возможные причины неполного определения ОЗУ. Почему компьютер не видит часть оперативной памяти1. Установлена 32-битная операционная система.Любые 32-разрядные ОС будут «видеть» не более 4 ГБ ОЗУ. Чаще — от 3,15 до 3,5 ГБ. И здесь не так важно, XP это или «восьмёрка». Такое происходит из-за специфики распределения адресного пространства памяти. Соответственно, для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно использовать 64-разрядную ОС Windows. 2. В компьютере используется интегрированный видеоадаптерЧасть оперативной памяти для своих нужд может «отрезать» интегрированная (или «встроенная») видеокарта. Очень часто это встречается в ноутбуках. Данная ситуация является нормой. И если для вас недостаточно количества оставшейся оперативки, совет только один: увеличить её объём путём добавления или замены модулей. Здесь также важно понимать, что:
Из-за этих двух причин, порой бывает достаточно сложно понять, почему доступен именно такой объём оперативной памяти. Ведь может получиться, что из 6-ти установленных гигабайт 32-битная Windows «увидела» 3,25 ГБ, а видеокарта «отрезала» из этого объёма ещё 512МБ. В итоге, в свойствах системы будет написано 6ГБ (доступно 2,73). Решением такой комбинированной проблемы будет опять же замена операционной системы на 64-битную и, если нужно, наращивание ОЗУ. 3. Ограничения издания ОС на максимальный объём ОЗУМладшие издания Windows 7 и Vista имеют ограничения на использование RAM. Например, Windows 7 Starter работает только с 2 ГБ RAM, Домашняя Базовая x64- с 8ГБ, а Домашняя Расширенная x64- с 16ГБ. Естественно, в таком случае выходом будет лишь установить другое издание операционной системы (к примеру, Pro). 4. Часть модулей памяти неисправна или нет контактаВыключите компьютер. Отсоедините шнур питания от стационарного ПК либо извлеките аккумулятор из ноутбука. Нажмите кнопку включения несколько раз, чтобы убрать заряд из конденсаторов. Извлеките все модули памяти, почистите их контакты стирательной резинкой, затем очистите их спиртом. Установите планки на место и проверьте, все ли они определяются системой. Это удобно сделать в бесплатной программе CPU-Z. Перейдите на вкладку SPD. В левой части окна есть выпадающий список, отображающий информацию об установленных планках RAM в каждом слоте: Если при выборе определённого слота отображаются пустые поля, значит в нём либо нет модуля, либо он не работает. 5. Модули установлены неверноВ некоторых моделях материнских плат часть слотов может не работать, пока не заняты приоритетные слоты. Поэтому, такие нюансы следует уточнить в руководстве к материнской плате (на сайте производителя или в брошюре). 6. Проблема совместимости модулей ОЗУПроверьте работу планок по отдельности с помощью Memtest86+ (инструкция). Если каждый модуль самостоятельно работает корректно (определяется в системе, правильно отображается его объем, нет ошибок в тестах), а при установке нескольких вместе один не определяется, то налицо проблема совместимости планок между собой. Во избежание этого старайтесь устанавливать абсолютно одинаковые модули (ещё немного об этом). ВыводыЕщё раз о самом важном. Для того, чтобы операционная система использовала ОЗУ по максимуму, рекомендуется устанавливать 64-разрядные ОС Windows таких изданий как Professional. Когда речь идет о современных ОС (Windows 7, 8.1 и 10), с установкой 64-битной версии нет никаких проблем. И если у вас есть выбор, смело выбирайте именно такой вариант. А вот XP x86 и XP x64 — это фактически разные системы с разными версиями ядра. И Windows XP 64 bit edition считается довольно нестабильной. Поэтому, рекомендуется либо установить Windows 7/8.1/10 (если компьютер рассчитан на работу с одной из них), либо оставить XP 32 бит. compfixer.info Для чего ноутбуку 4 Гб оперативной памяти?Знаете ли вы, что для нормальной работы современному ноутбуку нужно минимум 4 Гб оперативной памяти? Безусловно в продаже легко найти ряд моделей, ОЗУ которых 2 Гб и меньше, но подойдут ли они для работы – большой вопрос. Что такое «оперативная память»? Само название «оперативная память» наталкивает на мысль, что перед нами нечто, хранящее данные. И это именно так, ведь в ОЗУ временно хранится выполняемый компьютером код, а также данные, обрабатываемые процессором. Выходит, что от того, какой объем оперативной памяти, будет зависеть с какими программами можно работать. Существует несколько параметров, по которым можно определить качество ОЗУ:
Если говорить о стандартах, то преимущество определенно следует отдавать DDR3, который имеет высокую скорость работы и меньшее энергопотребление. В случае с частотностью – чем она выше, тем быстрее ваш компьютер будет выполнять поставленные перед ним задачи. Что же касается задержек, тут нужен индивидуальный подход. Если вы приобретаете модель лэптопа с топовым процессором, то на этот параметр можете не обращать внимание вообще, но если ситуация прямо противоположная, то чем меньше каждая цифра тайминга, тем быстрее работа памяти. Что дает ноутбуку 4 Гб оперативной памяти? Смело можно утверждать, что чем больший объем оперативной памяти, тем с большим количеством программ «справится» ваш лэптоп. К примеру, недавно в системных требованиях ко многим компьютерным играм стояла рядом с ОЗУ цифра 2 Гб, сегодня же все чаще можно встретить 4 Гб или даже больше. Игры стали сложнее, требования к архитектуре компьютера также повысились. Но не только по играм можно определить, что 2 Гб – мало. Современные операционные системы также не готовы «мириться» с малым объемом ОЗУ. Доказательством сказанному является то, что Windows 7 не может нормально работать с маленьким количеством ОЗУ. Даже если вам удастся установить эту операционную систему, ваш ноутбук сможет «без тормозов» работать теперь с менее сложными программами. Что нужно знать владельцу лэптопа с 4 Гб ОЗУ? Есть один нюанс, который обязательно следует знать счастливым владельцам компьютеров с 4 Гб оперативки: 32-разрядные операционные системы не увидят 4 Гб ОЗУ, максимум, который может задействовать прославленная Windows XP, например, – 3.7 Гб. Стоимость ноутбуков с 4 Гб ОЗУ На украинском рынке сегодня представлено большое количество ноутбуков с 4 Гб оперативной памяти на борту. Если смотреть в ценовом сегменте, то картина получается неоднозначная: Ноутбук Lenovo IdeaPad S210 (59-381142) (http://www.eldorado.com.ua/offer_1238909/p1238909), к примеру, стоит 7500 грн (на 20.05.2015), а топовый Lenovo ThinkPad T440s (20AQ004TRT) имеет цену уже 42 500 грн (на 20.05.2015). Столь значительная разница в стоимости, конечно связана с различием в конфигурациях устройств. И все же, тот факт, что с новейшими процессорами используется 4 Гб ОЗУ, означает, что такой объем памяти на сегодняшний день оптимальный для ноутбука. Источник: http://portaltele.com.ua/news/c1-site/dlya-chego-noutbuku-4-gb-operativnoy-pamya.html Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.Редакция CNews не несет ответственности за его содержание. club.cnews.ru Четыре гигабайта памяти - недостижимая цель?Предупреждение. В данной статье рассматриваются 32-разрядные версии Windows. Во всех случаях, когда разрядность системы не упоминается, речь идет именно о них. Компьютеры все совершенствуются и совершенствуются, а память все дешевеет и дешевеет. Одиннадцать лет назад модуль памяти объемом четыре мегабайта стоил сто с небольшим долларов. С тех пор цены упали на три порядка - почти за те же деньги сейчас можно купить четыре гигабайтовых модуля. Системные платы для домашних компьютеров, поддерживающие установку четырех и даже восьми гигабайт оперативной памяти, перестали быть экзотикой, а удешевление памяти сделало покупку и установку ОЗУ такого размера реальными. Еще раз уточню, что речь идет именно о домашних компьютерах и о массовых рабочих компьютерах, поскольку серверы достигли этого рубежа достаточно давно, да и для серьезных рабочих станций такой объем ОЗУ уже не в новинку. А вот рядовые пользователи лишь недавно получили возможность приобрести по приемлемой цене компьютер с четырьмя гигабайтами ОЗУ или расширить до этого предела память в уже имеющемся компьютере. Поэтому количество вопросов «Почему Windows не видит все мои четыре гигабайта» в последнее время увеличивается даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Ответ на этот вопрос начнем с небольшого экскурса в теорию организации ЭВМ и в историю развития семейства этих машин, совместимого с IBM PC. Оперативная память ЭВМ практически всегда работала на несколько порядков быстрее, чем устройства внешней памяти или ввода-вывода. Поэтому для разработчиков было вполне логичным разделить операции обращения к ОП и к другим устройствам. К памяти шло непосредственное обращение, а операции ввода-вывода и работа с внешними устройствами выполнялись через специальные регистры - порты. С другой стороны, такое разделение усложняло систему команд, и в ряде моделей для обращения к устройствам была выделена область адресов памяти, в которой и размещались регистры устройств. По второй модели, в частности, была спроектирована знаменитая PDP-11: ее шестьдесят четыре килобайта адресного пространства были разделены на две части - 56 для оперативной памяти и восемь для устройств. Установка модуля ОЗУ полного объема (64 КБ) приводила к тому, что одна восьмая его часть просто не могла быть использована. Компания Intel с самого начала, с модели 4004 использовала первый подход: одно адресное пространство для ОЗУ и ПЗУ, а другое, отдельное пространство портов ввода-вывода - для остальных устройств. Такое решение, конечно, давало возможность полностью использовать все адресное пространство под память. Но оно имело и отрицательные стороны. Обращение к портам обычно занимает больше времени, к тому же оно не совместимо с технологией прямого доступа в память, заметно увеличивающей скорость обмена данными и разгружающей центральный процессор. Поэтому разработчики компьютеров и периферийных устройств уже достаточно давно стали совмещать ввод-вывод через порты с прямым обращением в оперативную память устройства. Но чтобы обратиться к памяти устройства напрямую, эта память должна быть расположена в общем адресном пространстве. Если взять классический ПК, выпущенный в 1981 году, то его адресное пространство было поделено на две части в соотношении пять к трем. Первая часть отводилась для ОЗУ, а вторая - для ПЗУ самого компьютера (программа самотестирования - POST и базовая система ввода-вывода - BIOS) и для ПЗУ и ОЗУ устройств. Уже самый первый видеоадаптер MDA имел свою оперативную память, находящуюся в общем адресном пространстве памяти. Следует обратить внимание, что та часть адресного пространства, которая занята устройствами, не может быть одновременно использована для основной памяти компьютера. Ведь если на обращение к ячейке памяти будут откликаться два устройства, то возможны конфликты между ними и, как следствие, нарушение работы компьютера. Когда в 1985 году компания Intel выпустила процессор 80386, то при разработке компьютеров на его основе были приняты два решения. Во-первых, распределение адресов в первом мегабайте было оставлено неизменным ради совместимости с предшествующими моделями компьютеров и разработанными для них программами. Во-вторых, для реализации преимуществ 32-разрядной архитектуры было предусмотрено, что устройствам, нуждающимся в использовании адресного пространства памяти, выделяется четвертый гигабайт. Возможно, сейчас кому-то это решение и кажется опрометчивым, но тогда гигабайты памяти казались чем-то фантастическим. Да и вряд ли кто-то мог в то время предположить, что эта архитектура проживет еще как минимум двадцать лет. Впрочем, как оказалось, на самом деле решение вовсе не было опрометчивым: для работы видеоускорителей жизненно важна возможность прямого доступа драйвера к видеопамяти. Ведь альтернативой является пословная запись данных в порт, и тогда можно забыть, к примеру, о современной графике в играх. Чтобы получить примерное представление, как бы это выглядело, можете сравнить поведение дисковой системы в режиме прямого доступа в память (UDMA) и в режиме программного ввода-вывода (включите режим PIO 1 в настройках контроллера дисков, только не забудьте потом вернуть исходные настройки). Итак, в IBM PC/386 и во всех последующих совместимых компьютерах (а именно эта архитектура господствует сейчас на рынке персональных компьютеров) ОЗУ в адресном пространстве занимало нижние области, а остальное оборудование - от верхней границы 4 Гб вниз. Причем долгое время никто всерьез не беспокоился об этом четвертом гигабайте - единицы или десятки килобайт буферов сетевого адаптера и контроллера дисков и считанные мегабайты памяти видеоадаптера погоды не делали. К тому же для домашних и рабочих компьютеров такой объем памяти был просто нереален, а для установки большого количества памяти в мощные рабочие станции и серверы было предложено другое решение, о котором будет рассказано ниже. Первый серьезный скачок в «отжирании» у ОЗУ адресного пространства сделала технология AGP. С появлением видеоадаптеров с аппаратными ускорителями вывода трехмерных изображений резко увеличилась потребность в объеме оперативной памяти такого адаптера. Технология AGP дала возможность в случае необходимости (нехватки собственной памяти) использовать для нужд видеоадаптера часть основной памяти компьютера. Необходимость быстрой работы с памятью видеоускорителя диктовала размещение всего объема этой памяти в физическом адресном пространстве. Поэтому оборудование AGP резервирует для своих нужд адресное пространство, которое до недавних пор было гораздо больше, чем размер видеоОЗУ. Обычно резервируется 256 Мб, причем не имеет значения, сколько памяти установлено в видеоадаптере. Появление PCI-E принципиальных изменений не принесло - изменился физический интерфейс, а организация использования видеопамяти осталась той же. Чтобы наглядно показать, как количество доступного объема ОЗУ связано с использованием физического адресного пространства устройствами, приведем две картинки - окно свойств компьютера и окно диспетчера устройств с распределением ресурсов памяти. Использовался видеоадаптер со 128 Мб ОЗУ. Свойства системы Диспетчер устройств Операционная система использует 3,25 Гб ОЗУ из четырех установленных, и эта величина в точности соответствует нижней границе адресного пространства, используемого видеоадаптером (портом PCI-E): шестнадцатеричное значение d0000000. Обратите внимание, что отведены для видеоадаптера адреса с d000000 по dfffffff, то есть 256 Мб. Драйверы устройств не устанавливались (в значках устройств стоят вопросительные знаки) сознательно, чтобы продемонстрировать, что дело не в них. Для ограничения доступного для ОЗУ адресного пространства достаточно физического присутствия устройства на шине, и не имеет значения, используется оно или нет. Впрочем, установка всех драйверов картину не меняет. В 32-разрядной Windows Vista дело обстоит точно так же - системе доступно 3,25 Гб ОЗУ. Свойства системы в Windows Vista И было бы странно, если бы доступно оказалось другое количество памяти - ведь оборудование-то одно и то же, и адреса оно отнимает у оперативной памяти одни и те же независимо от того, какая установлена ОС. Проверим, как влияет на доступный объем ОЗУ размер памяти видеоадаптера. Заменим плату со 128 Мб на такую же модель, но с 512 Мб. Диспетчер устройств Как видим, ничего не изменилось. Размер используемого адресного пространства задается не самим адаптером, а оборудованием шины AGP или PCI-E. В рассмотренных примерах самый младший из адресов устройств был использован видеоадаптером. Правда, надо отметить, что количество устройств на системной плате было невелико и относительно стандартно для новых плат. Добавление каких-либо плат в гнезда системной платы (или интегрирование дополнительных устройств в плату ее изготовителем) может привести к тому, что добавленное устройство займет адреса младше, чем у других устройств. Тогда доступный ОС объем ОЗУ еще больше уменьшится. С другой стороны, адреса устройств могут распределиться так, что новое устройство займет свободные области между уже имеющимися устройствами, и тогда уменьшения доступного системе ОЗУ не произойдет. Например, когда в компьютер автора были добавлены два ТВ-тюнера, они заняли адресное пространство выше, чем видеоадаптер, и уменьшения доступного системе ОЗУ не произошло. Диспетчер устройствЩелкните чтобы увеличить С другой стороны, когда те же два тюнера стояли в старом компьютере автора с системной платой на базе i865, они занимали адресное пространство ниже видеоадаптера (и уменьшали бы доступный объем ОЗУ, если бы памяти на том компьютере было больше 3 Гб). Например, установка четырех видеоадаптеров может заметно ограничить размер используемого ОЗУ (показанная таблица распределения ресурсов была приведена на форуме 3Dnews участником HarfulL). Диспетчер устройствЩелкните чтобы увеличить Как видно, видеоадаптеры заняли четыре области адресного пространства по 256 Мб каждая, начинающиеся на границах 2,5, 2,75, 3,0 и 3,25 Гб. (В данном примере был установлен только один гигабайт ОЗУ). У любопытного читателя уже наготове вопросы: а каким образом адреса распределяются между устройствами? Можно ли каким-нибудь способом «сдвинуть» все адреса в одну сплошную кучу и освободить для ОЗУ дополнительно десятки или даже сотни мегабайт адресного пространства? Адреса (а также порты ввода-вывода, а на шине ISA - еще и прерывания) определяются дешифратором устройства. Настройки этого дешифратора обычно можно менять в некоторых пределах, заданных изготовителем. До середины девяностых годов такая настройка выполнялась установкой или удалением специальных перемычек на устройстве. И задача конфигурирования компьютера с несколькими дополнительными устройствами была не слишком простым делом. Поэтому была предложена технология plug-and-play. В то время она была у всех на слуху, а сейчас стала совершенно обыденным явлением. Суть этой технологии в том, что используемые устройством адреса памяти, порты ввода-вывода и линии прерываний могут конфигурироваться программно. Это делает либо BIOS на этапе подготовки компьютера к загрузке, либо операционная система в ходе своей загрузки. Программа конфигурирования опрашивает устройства, определяет, какие ресурсы могут использоваться каждым из них, а затем распределяет эти ресурсы между устройствами. Границы конфигурирования каждого устройства задает его изготовитель. Причем для упрощения дешифраторов адресов ступени конфигурирования обычно кратны размеру ресурсов, используемых устройством. Например, если некая «железка» имеет ОЗУ размером 32 Кб, то и начальный адрес, как правило, можно установить только кратным этому размеру или даже большей величине. В результате сдвигать адреса разных устройств «вплотную» не оказывается возможным, хотя теоретически эта задача и реализуема. Вывод 1. Хотя 32-разрядные версии Windows XP и Windows Vista могут использовать четыре гигабайта ОЗУ, из-за ограничений, накладываемых архитектурой используемого оборудования, эта величина обычно оказывается в пределах 3-3,5 Гб. Вывод 2. Добавление устройств, использующих шины PCI или PCI-E, может уменьшить количество доступного системе ОЗУ. В таких случаях можно рекомендовать рассмотреть замену внутренних модулей на устройства с аналогичной функциональностью, подключаемые к интерфейсу USB. Возможно, читатель уже обратил внимание, что про серверные варианты ОС пока не было сказано ни слова. И этому есть свои причины - в серверных версиях дело обстоит несколько по-другому. Например, на том же самом компьютере с тем же самым оборудованием 32-разрядный Windows Server 2003 Standard Edition «видит» практически все четыре гигабайта, хотя устройства занимают в четвертом гигабайте те же самые адреса. Свойства системы Диспетчер устройств Как такое может быть? Вернемся в середину девяностых годов. В то время для серверов верхнего уровня (разговор пойдет только о серверах с архитектурой IBM PC) стала актуальной задача увеличения объема памяти сверх четырех гигабайт. Никакой Америки для этого открывать не понадобилось - «всё уже украдено до нас». Технология расширения объема памяти была неоднократно использована в самых разных ЭВМ. К оборудованию добавляли аппаратный диспетчер памяти, который во взаимодействии с операционной системой обеспечивал расширение физического адресного пространства памяти. Память при этом делилась на отдельные страницы, размер которых определялся характеристиками аппаратного диспетчера. Новую (для платформы PC/386) технологию назвали расширением физических адресов (PAE - Physical Address Extention) и воплотили ее в процессорах Pentium Pro. Компьютеры на этих и всех последующих процессорах могут (при наличии соответствующей системной платы, конечно) использовать не 32-х, а 36-разрядную шину адреса, что дает возможность установить до 64 Гб ОЗУ. Следует подчеркнуть, что речь идет о расширении именно физических адресов. Процессор при этом остается 32-разрядным, все программы также используют 32-разрядную адресацию и напрямую могут обращаться только к четырем гигабайтам. Чтобы дать возможность программам использовать большее количество памяти, в Windows была добавлена еще одна технология - AWE (Address Windowing Extension – оконное расширение адресов). В адресном пространстве программы выделялось окно, в которое отображался участок выделенной программе памяти. Например, программа запрашивает и получает для своих нужд 16 Гб, но может обращаться к ним только через окно размером один гигабайт. Чтобы получить доступ к нужному участку памяти, следует переместить окно в требуемое положение, при этом остальные 15 гигабайт оказываются недоступными. Если нужно обратиться к другому участку памяти - еще раз перемещаем окно и так далее. Программу при этом приходится усложнять, причем на обычных компьютерах, не серверах, такое усложнение оказывается практически бесполезным. Поэтому неудивительно, что поддержку AWE можно увидеть только в серьезных серверных приложениях, количество которых, говоря фигурально, позволяет пересчитать их по пальцам. При использовании расширения физических адресов, во-первых, процессору становится доступной память в физических адресах выше четырех гигабайт. Во-вторых, системная плата может «перекинуть» в область выше четырех гигабайт ту оперативную память, расположенную в четвертом гигабайте, которая заблокирована из-за возможности конфликтов с устройствами. Следует подчеркнуть, что для этого необходимо наличие двух обязательных условий:
Несоблюдение хотя бы одного из них приводит к невозможности использования адресов выше четырех гигабайт. Например, никакие ухищрения и шаманские пляски с бубном не помогут системе увидеть все четыре гигабайта на системных платах на базе i945. Выполнение первого условия можно проверить по документации к системной плате. Правда, далеко не всегда в описании платы можно найти «волшебное» слово PAE. Чаще используется (в описании платы или настройках BIOS) выражение memory remap или близкие к нему. Выполнение второго условия в последнее время часто обеспечивается автоматически. Если процессор поддерживает аппаратную защиту от исполнения данных (Data Execution Prevention - DEP), то Windows XP со вторым пакетом исправлений, Windows Server 2003 с первым и более поздними пакетами исправлений и, конечно, Windows Vista по умолчанию включают эту защиту, а вместе с ней и PAE. К таким процессорам относятся все семейство 64-разрядных процессоров АМД, все процессоры Intel с поддержкой технологии EM64T и некоторые чисто 32-разрядные процессоры семейства Pentium 4. Если процессор более старый либо если используются более старые версии Windows, можно включить режим расширения физических адресов принудительно. Для этого надо добавить в строку запуска данной ОС в файле boot.ini параметр /PAE. Если режим расширения физических адресов включен, то в окне свойств компьютера появляется строчка «Расширение физических адресов» (последнее слово временами не помещается в отведенное для надписи место и обрезается). Посмотрите еще раз на окно свойств компьютера с установленным WS2003. Расширение физических адресов включено, и система видит практически все четыре гигабайта. Внимательный читатель, конечно же, уже дергает меня за рукав: но ведь в окне свойств XP SP2 тоже есть такая надпись. Значит, эта система тоже работает в режиме расширения физических адресов? Но почему же тогда ей доступно лишь три с небольшим гигабайта? Да, Windows XP SP2 в данном случае по умолчанию включила режим PAE для обеспечения поддержки DEP. Но, в отличие от Windows Server 2003, в Windows XP расширение физических адресов реализовано лишь частично. Эта система не поддерживает 36-разрядную адресацию памяти, Даже с включенным PAE она имеет то же самое 32-разрядное адресное пространство, что и без этого режима. Так что даже принудительное включение РАЕ не добавит в распоряжение системы ни одного байта. Впрочем, если установить Windows XP с первым пакетом исправлений или исходную версию вообще без пакетов (что автор по некоторым причинам категорически не рекомендует делать на современных компьютерах), то расширение физических адресов даст системе возможность увидеть все четыре гигабайта. Но стоит только добавить SP2, как количество памяти сразу уменьшится. Причина в том, что в 32-разрядных Windows XP SP2 (а также будущем SP3) и Windows Vista расширение физических адресов есть, но в то же время его как бы и нету. Причина проста и банальна – обеспечение совместимости с драйверами, написанными без учета возможного включения РАЕ. Остановимся на этом чуть подробнее. Все программы и сама ОС работают в виртуальных адресных пространствах. Пересчет (трансляция) виртуального адреса в физический происходит не в один этап, а в два без режима расширения физических адресов и в три этапа при включении этого режима. После того, как в ходе разработки второго пакета исправлений режим РАЕ был включен по умолчанию, оказалось, что не все драйверы умеют работать в этом режиме. Расширение физических адресов испокон веков (фигурально выражаясь, конечно) было особенностью серверных систем. Поскольку драйверы работают с физическими адресами, они должны понимать усложненный процесс трансляции адресов при включенном РАЕ. И разработчики драйверов для серверных версий это учитывали. Разработчики же драйверов, предназначенных для обычных рабочих и, тем более, домашних компьютеров могли и упростить себе работу - зачем предусматривать алгоритм работы с включенным РАЕ, если он не используется? Ведь без него и программировать меньше надо, и работы по тестированию меньше делать. Но если такой драйвер оказывался в системе с включенным расширением физических адресов, то с достаточно высокой вероятностью он мог «порушить» управление памятью системы, что привело бы в лучшем случае к неработоспособности устройства, а в худшем – повреждению данных или сбою в работе системы (синему экрану). А ведь для повышения безопасности системы надо было включать в процессоре защиту от исполнения данных и, как следствие, режим расширения адресов. Поэтому для совместимости со всеми ранее написанными для Windows XP драйверами было принято компромиссное решение - чтобы режим РАЕ включался, добавлял третий этап в процесс транслирования адреса, но ничего на этом третьем этапе не изменял. Фактически это означает, что расширения адресного пространства не происходит и система имеет те же четыре гигабайта физических адресов. А часть этих адресов, как мы помним, заняты устройствами. Вывод 3. Windows XP SP2 и Windows Vista увидеть все четыре гигабайта ОЗУ (если они установлены) просто не в состоянии, и изменить это нельзя. Тем, кто уже потратил свои кровные денежки на четыре гигабайтных модуля остается либо смириться, что часть их окажется неиспользованной, либо переходить на 64-разрядные версии ОС. Замечание. Время от времени можно увидеть совет по увеличению памяти, доступной системе: добавить в файл boot.ini параметр /3GB. На самом деле этот совет, как говорится, не из той оперы. Этот параметр обеспечивает перераспределение виртуального адресного пространства приложений между ними и системой, но никак не влияет на работу с физической памятью. Так стоит ли покупать для компьютера с 32-разрядной Windows четыре гигабайта памяти, если это не сервер? В общем случае ответ зависит от того, планируете ли вы вскоре переходить на 64-разрядную версию (под «вскоре» в данном случае понимается время до замены компьютера на новый или до достаточно серьезной его модернизации). Если переход не планируется, то часть из этих четырех гигабайт окажется неиспользуемой. Сколько именно не будет использоваться, зависит от конфигурации оборудования, но обычно эта величина составляет 0,75–1 Гб. Поскольку в современные компьютеры модули памяти обычно вставляются парами, то альтернативой четырем гигабайтам являются конфигурации 2х1 Гб или 2х1 Гб + 2х512 Мб, причем первый вариант оставляет (как правило) возможность расширения, а второй дает больше памяти. Но ведь, как известно, адресное пространство (виртуальное), выделяемое процессу на его нужды, составляет 2 Гб. То есть подавляющее большинство программ не смогут использовать больше двух Гб ОЗУ. Так есть ли смысл ставить третий гигабайт? Вполне может быть, что есть. Все зависит от того, сколько памяти требуется запускаемым одновременно задачам. Даже если «тяжелая» задача больше двух гигабайт получить и не сможет, она, тем не менее, сможет использовать все свои два гигабайта, если система и другие запущенные задачи возьмут свою долю памяти из третьего гигабайта. Да и дисковый кэш не будет конкурировать за память с этой «тяжелой» задачей. Вот только не стоит оценивать загрузку памяти по интенсивности работы жесткого диска, как это нередко делается. Немало игр рассчитаны на подгрузку новых данных, а не забивание ими памяти, и будут активно обращаться к диску, даже если памяти более чем достаточно. Впрочем, использование памяти – это тема для отдельной статьи. При написании статьи использовалось оборудование, предоставленное компанией «Элмер», за что автор выражает ей свою признательность. Часть 2: Еще раз про Windows и четыре гигабайта. www.ixbt.com Что делать, если система не видит 4 ГБ оперативной памяти?Здравствуйте, в данной статье я затрону интересную тему, касающейся оперативной памяти. Некоторые пользователи продолжают задавать вопрос, почему у них стоит, к примеру 8 Гб оперативки, но система видит только 4 Гб, а может быть даже меньше. Ответ на вопрос очень прост – такое происходит только с 32-х битными системами. Будь у вас Windows XP, Windows 7 или нынешняя «десятка», но с архитектурой 32 бита, то больше 4 Гб она не увидит. При просмотре свойств системы можно увидеть даже меньший доступный объем ОЗУ, почему это происходит? Ответ прост, часть так называемого адресного пространства уходит обслуживание подключенных периферийных устройств. Наиболее потребительной оказалась видеокарта. Хотя некоторыми устройствами оперативка даже не используется. Количество адресного пространства зависит от чипсета и других параметров, например, BIOS, конфигурации компьютера. Система не видит часть оперативной памятиЕдинственный способ избавиться от данной проблемы переустановить ОС на 64-х битную версию. Тогда вам будет доступно больше 4 Гб. Также есть одна фишка системе. Нажимаем Win+R и вводим команду msconfig. Далее открывается окно «Конфигурация системы». Переходим на вкладку «Загрузка» и жмём там на кнопку «Дополнительные параметры». Это интересно: Как узнать какая оперативка стоит на компьютере? Убираем галочку с пункта «Максимум памяти». Вариант решения номер №2Бывает, что устройства к конфигурации компьютера забирают часть памяти, но не очень много. Поэтому волноваться по этому поводу не стоит. Еще вариант – стоит убедиться в том, какой максимальный объем оперативной памяти поддерживается системной платой. Но это больше относится к старым технологиям. Еще нужно включить в BIOS функцию Memory Remap Feature (также имеет названия: Memory Hole Remapping, H/W Mem Remap и H/W memory hole Remapping). После этого ставим 64-х битную систему. Иногда эти параметры уже включены автоматически на современных платах, поэтому можете только убедиться. Если у вас на 64-х битной системе в действительности стоит менее 4 Гб оперативной памяти, то параметр Memory Remap Feature нужно отключить в любом случае. Мало того, что доступный объем из-за этого может стать еще меньше, так еще и некоторые устройства будут зависать, что особо сказывается при моделировании и игровом процессе. Бывает, что и BIOS не видит необходимый объем оперативки, тогда его стоит обновить. Дело это рискованное и стоит подходить внимательно и осторожно. Инструкцию по обновлению всегда можно отыскать на официальном сайте системной платы. Еще материалы: Отличие DIMM от SODIMM (модули оперативной памяти)Диагностика оперативной памяти Если в BIOS установленные модули определяются, а в Windows нет, тогда стоит проверить руководство к материнской плате. Там обычно сказано о подключении конкретных модулей оперативной памяти, например, какой режим лучше – одноканальный или двухканальный. На официальном сайте можно узнать о моделях, которые могут вам подойти и варианте подключения. Если система не видит оперативную память, то это может быть в следствие неправильно установленного значения питания, а также из-за неисправных модулей. Тем более, если одна из планок отказала, то система может вообще не запуститься, тогда от неё нужно избавиться. Подведем итогиИтак, мы разобрались, почему компьютер не видит оперативную память, а также какой-то определенный её объем. По пунктам распишу, что нужно сделать, если это случилось:
Также вы можете почистить компьютер от пыли и грязи. Протереть контакты на модулях оперативки, и прочистить слоты. Надеюсь данная статья вам поможет! http://computerinfo.ru/windows-ne-vidit-4-gb-operativnoj-pamyati/http://computerinfo.ru/wp-content/uploads/2017/05/windows-ne-vidit-4-gb-operativnoj-pamyati-700x378.jpghttp://computerinfo.ru/wp-content/uploads/2017/05/windows-ne-vidit-4-gb-operativnoj-pamyati-150x150.jpg2017-05-04T18:42:15+00:00EvilSin225Проблемыбиос не видит оперативную память,не видит 4 ГБ оперативной памяти,не видит оперативную память,оперативная памятьЗдравствуйте, в данной статье я затрону интересную тему, касающейся оперативной памяти. Некоторые пользователи продолжают задавать вопрос, почему у них стоит, к примеру 8 Гб оперативки, но система видит только 4 Гб, а может быть даже меньше. Ответ на вопрос очень прост – такое происходит только с 32-х битными системами....EvilSin225Андрей Терехов[email protected]Компьютерные технологииПохожие статьиcomputerinfo.ru Как настроить файл подкачки для 4 ГБ ОЗУ?Рядовой пользователь, может быть, особо и не обращает внимания на виртуальную память Windows-систем, но продвинутые юзеры и профессионалы отдают себе отчет в том, какую роль играет в них файл подкачки. Проанализируем простенькую конфигурацию и попробуем рассмотреть файл подкачки для 4 Гб ОЗУ при стандартном 2-ядерном процессоре. Для чего нужна виртуальная память?Файл pagefile.sys является системным компонентом, который отвечает за резервирование дополнительного дискового пространства для сохранения данных исполняемых на текущий момент программ и приложений при нехватке оперативной памяти. Размер файла подкачки (4 Гб ОЗУ в нашем примере) система изначально при установке определяет самостоятельно. Суть его использования состоит в том, что любая в данный момент активная программа загружает в оперативную память свои исполняемые компоненты (те же DLL-библиотеки). При полной загрузке ОЗУ, чтобы система и далее не тормозила, а продолжала исполнение запущенных процессов, выгрузка компонентов происходит на жесткий диск (это так называемая виртуальная память). Но тут следует обратить внимание на одну вещь: доступ к данным, хранящимся в оперативной памяти, производится намного быстрее, нежели обращение к жесткому диску, будь он даже стандарта SSD (твердотельный накопитель) с максимальной скоростью считывания. Поэтому-то вопросы, связанные с тем, сколько файла подкачки (4 Гб ОЗУ) потребуется для нормальной работы системы или активных программ, у многих вызывают недопонимание. Обратимся к самой системе. Файл подкачки для 4 Гб ОЗУ: нужно ли его задействовать?Противники лазания по настройкам Windows и изменения параметров по умолчанию очень часто говорят, что данный компонент лучше не трогать, а то, знаете ли, мало ли что может приключиться (как считается, при неправильном размере даже система может «слететь»). Ничего подобного! Вообще, для любой конфигурации существует единое правило: чем больше установлено планок оперативной памяти, тем меньший объем виртуальной памяти нужен системе. В случае с 4 Гб ОЗУ при условии, что в работе не будут использоваться тяжеловесные приложения, размер ее можно изменить или вообще отключить использование. Что будет, если файл подкачки (Windows 10, 4 Гб ОЗУ) отключить?Как правило, в любой системе Windows использование оперативной памяти подчинено единым требованиям. Сама система резервирует порядка 30% «оперативки», так сказать, на всякий случай и использует ее только после обращения к файлу подкачки. Как уже говорилось выше, обращение к «оперативке» производится быстрее, соответственно, работа программы с ее загруженными данными является оптимальной. Что, если отключить использование дискового пространства для резервирования? Как показывает практика, ничего страшного не произойдет. Система просто будет обращаться к оперативной памяти напрямую в любом случае, минуя запросы к выделенной области на винчестере. В этом случае на работоспособности системы это не скажется никоим образом, и ни о каких критических сбоях речь не идет (такое можно было наблюдать разве что в системах вроде Windows 98 или 2000). На сегодняшний день проблема решена. Доступ к изменению параметровНастроить файл подкачки (4 Гб ОЗУ), который в системе является объектом под названием pagefile.sys, можно совершенно просто. Доступ к параметрам виртуальной памяти осуществляется в разделе дополнительных параметров быстродействия системы, вызываемых через стандартную «Панель управления». К примеру, в Windows 10 сначала вызывается сама панель (команда control в меню «Выполнить» - Win + R), затем осуществляется переход к разделу «Система», далее выбирается меню дополнительных параметров, после чего используется кнопка «Параметры» в разделе быстродействия. При входе сразу будет видно, сколько места зарезервировано системой. Для изменения настроек нужно использовать соответствующую кнопку. В новом окне можно указать желаемый объем или отключить использование виртуальной памяти вообще. Оптимальный размерТут нужно соблюдать одно негласное правило: файл подкачки для 4 Гб ОЗУ по негласным канонам должен иметь размер 1024 Мб (1 Гб). Но это только так считается. Естественно, его можно увеличить или уменьшить, однако слишком большой физический объем тоже устанавливать не стоит. Это чревато только тем, что система постоянно будет обращаться не к оперативной памяти, а к жесткому диску, за счет чего и быстродействие будет намного ниже. Также можно задавать верхний и нижний предел вариаций, что дает широкое поле для настроек быстродействия. Что в итоге?В принципе, если следовать именно негласным правилам, файл подкачки для 4 Гб ОЗУ имеет строго определенный размер. Однако, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Например, если используется накопитель SSD, к нему скорость доступа выше, нежели к обычным винчестерам. В этом случае виртуальную память можно и не трогать. Если в системе не предполагается использование ресурсоемких программ и приложений, такую поддержку можно отключить и вовсе. Поверьте, ничего страшного не произойдет. Зато система будет обращаться исключительно к оперативной памяти, что скажется на увеличении быстродействия. Кстати сказать, многие пользователи, занимающиеся оптимизацией системы, поступают именно таким образом. И никаких критических сбоев не происходит, как это склонны утверждать некоторые противники изменения настроек Windows по умолчанию. И, конечно же, нужно обратить внимание на используемые планки памяти. Естественно, стандарт DIMM уже отходит в небытие. А вот при применении стандарта DDR стоит обратить внимание на маркировку (модификации 2, 3 и 4). При установке памяти одного из таких стандартов и размер файла pagefile.sys можно варьироваться в достаточно широких пределах. К тому же и сама память имеет разную скорость загрузки или считывания данных, не говоря уже об объемах хранимой информации. Например, при наличии тех же 4 Гб с планками DDR4 SDRAM от задействования такой поддержки можно отказаться вообще, поскольку сама «оперативка» перекрывает потребности системы с лихвой. Но правильное решение нужно искать в каждом конкретном случае, тестируя конфигурацию компьютерной системы. В сочетании со всеми вышерассмотренными факторами стоит сказать, что резервирование виртуальной памяти в смысле редактирования файла pagefile.sys, за нее отвечающего, нужно производить очень аккуратно. Конечно, можно все это и отключить. Ничего страшного не произойдет. Однако специалисты, создававшие Windows-системы, тоже далеко не так глупы, и использование виртуальной памяти имеет достаточно много критериев, по которым нужно устанавливать или не изменять рекомендуемые параметры. Можно порыться и в системном реестре, и в редакторе групповых политик, который, собственно, и дублирует реестр. Но все эти действия оказываются для рядового пользователя слишком сложными для применения на практике. Поэтому лучше применить способы и варианты настройки, приведенные выше. И еще одна вещь напоследок: в системах с 4 Гб оперативной памяти и процессором с двумя ядрами запросто можно отказаться от использования такой поддержки. Ситуация такова, что ее отключение не только не приведет к критическим сбоям, а, пожалуй, даже позволит увеличить производительность всей системы в целом за счет прямого обращения к планкам оперативной памяти вместо диска и разделов, на нем зарезервированных. А это, как уже понятно, оказывает прямое влияние на быстродействие любой системы. fb.ru |
|
||||||
© All rights reserved | Карта сайта
|