Профессии информационные: Информационные системы и технологии: кем работать

Профессии в отрасли Информационных Технологий (IT)


Отрасль IT трудно назвать новой. Первый пик рынка информационных технологий пришёлся ещё на 80-е – правда, в Америке. В России кибернетика тогда ещё была «продажной девкой империализма» и только начинала стыдливо использоваться в военном деле. Но буквально сразу же после перестройки положение IT в нашей стране резко изменилось. Русские программисты, как ранее русские физики, стали модным трендом на международном рынке труда – люди, получившие эту специальность, высоко ценятся за рубежом.


Сегодня отрасль IT – одна из самых перспективных и быстроразвивающихся, не только в России, но и во всём мире. Каждый год открывает всё новые и новые горизонты для айтишников. Мгновенное распространение смартфонов, интернет-вещей, дополненная реальность – кажется, будто ничто не может остановить бурное развитие отрасли IT. Даже суровые последствия западных санкций не замедлили развитие информационных технологий в России.


Каждый день каждый из нас многократно прибегает к продуктам информационных технологий. Когда вы читаете эту статью; когда пишите сообщение на телефоне, и он подсказывает вам верную орфографию; когда пользуетесь банковскими карточками – всякий раз вы используете разработки специалистов IT. Эта сфера настолько прочно вошла в наш повседневный быт, что теперь времена без интернета и мобильных телефонов кажутся многим глухим средневековьем.

Тем не менее, для многих людей старшего поколения аббревиатура IT расшифровывается не только как Information Technologies, но и как Terra Incognita. Вокруг «компьютерщиков», как их ещё называют по старинке многие бухгалтеры или врачи, живёт множество мифов. В этой статье мы постараемся рассказать про ключевые профессиональные роли в отрасли IT.

Программист


Программист – человек, занимающийся непосредственно написанием кодов, «тела» любой компьютерной программы. Любая компьютерная программа – это последовательность действий, записанная по определённым правилам. В некотором смысле программу можно назвать специальной инструкцией, написанной на понятном машинам языке: как и на что реагировать при каких условиях. Работа программиста требует уединения и сосредоточения. По мнению многих программистов, их профессия – творческая, сродни работе писателя, музыканта или архитектора. Как и другие творческие профессии, профессия программиста требует постоянного самосовершенствования. Нельзя оставаться хорошим программистом, не продолжая постоянного изучения своей сферы. Хороший специалист должен постоянно изучать новые языки программирования, искать новые решения, пытаться самостоятельно решать незнакомые, непривычные задания.
Образование / Опыт. Для трудоустройства программисту, в первую очередь, важно иметь хорошее портфолио – образование в большинстве компаний идёт как вторичное требование. Нередко компании ищут программистов, имеющих опыт в разработке тех или иных типов программ: к примеру, «Программист 1С» или «разработчик мобильных приложений». С точки зрения профессионального профилирования разница между этими профессиями не очень существенна – не больше, чем между менеджерами по продажам в различных отраслях.

Тестировщик


Тестировщик проверят созданные программистом программы, ища возможные ошибки и уязвимости. Работа тестировщика требует особенного склада ума – тестировщик должен уметь мыслить нестандартно и обожать эксперименты. Тестировщик должен попробовать предпринять все возможные действия, чтобы найти любые уязвимости: к примеру, если тестируется программа для онлайн-банка, тестировщик должен проверять возможность ошибок при введении особенно длинных или коротких имён пользователей, при оперировании особенно крупными или особенно мелкими суммами, при прерывании действий (допустим, не пропадёт ли сумма со счёта, если во время операции у пользователя банка внезапно прервалось соединение) и так далее. Работа тестировщика также является достаточно уединённой.
Образование / Опыт. В большинстве компаний для работы тестировщиком требуется только опыт – требования к образованию предъявляются не так часто.

Системный администратор


Системный администратор – специалист по поддержанию уже созданных информационных систем. В отличие от других специалистов в IT, системные администраторы профессионально занимаются ремонтом компьютеров. Но их основная задача – внедрение и ремонт информационных систем, а не отдельных компьютеров.

В круг типовых задач системного администратора обычно входят такие задачи, как подготовка и сохранение резервных копий данных, установка и настройка необходимых обновлений, установка и настройка нового программного обеспечения, поддержание пользовательских учётных записей, ответственность за информационную безопасность, устранение неполадок. Профессия системного администратора требует готовности к работе в режиме многозадачности.
Образование / Опыт. Эта профессия не обязательно требует высшего образования.

Системный архитектор


Системный архитектор – это экспертная позиция. Системный архитектор не занимается ни созданием нового программного обеспечения, ни его поддержанием; его работа – это знания. Системный архитектор должен обладать всеми навыками умелого программиста. Его задача на работе – подсказывать наилучшие пути решения, принципы архитектуры той или иной новой программы. Примерно так это может выглядеть на практике.

Допустим, у маркетолога возникает идея: настраивать контекстную рекламу, исходя, в том числе, из запросов близких людей клиентов компании. Первый, с кем нужно будет поговорить маркетологу, – системный архитектор. Исходя из своих знаний, системный архитектор расскажет, из каких именно источников можно будет получать нужные данные, какими способами обеспечить безопасность, а какие инструменты надо будет разработать с нуля. После этого системному архитектору предстоит отстаивать своё решение: обосновывать сроки, размеры бюджета и так далее.

При этом работа системного архитектора не предполагает управленческой нагрузки. Это именно экспертная работа – оценка и отстаивание своего суждения. Если проводить аналогии, системный архитектор чем-то похож на судмедэксперта: он не ведёт следствие, но его суждения совершенно необходимы для успешной работы. Системный архитектор должен обладать глубокой экспертностью в своей сфере.
Образование / Опыт. Ему практически необходимо высшее образование и совершенно необходим внушительный опыт работы.

Системный аналитик


В отличие от вышеупомянутых IT-специалистов, системный аналитик имеет достаточно большую управленческую нагрузку. Его задача – составление техзадания для программистов и контроль выполнения работы. Продолжим предыдущий пример с системным архитектором.

После того, как системный архитектор составляет основные принципы функционирования новой программы, системный аналитик разделяет эти принципы на отдельные блоки и описывает, какие именно технические ходы нужно предпринять для решения поставленных задач: допустим, использовать конкретный тип запросов с конкретными методами защитной кодировки. После этого системный аналитик распределяет конкретные задачи по подчинённым программистам и контролирует их работу. Если возникают серьёзные трудности, системный аналитик может настоять на перестройке архитектуры системы или изменении цели программы.
Образование / Опыт. Как правило, системные аналитики «вырастают» из рядовых программистов, показавших лидерские наклонности и не слишком склонных к углублённому программированию, но иногда их назначают из менеджеров, имеющих некоторые познания в IT. Стоит отметить, что в маленьких компаниях системные аналитики зачастую занимаются задачами по маркетингу или продажам.

Специалист по юзабилити (UX/UI)


Специалист по юзабилити и юзер-экспириенс (UseabIlity и User eXperience) изучает поведение пользователей, их отзывы – и старается разработать наиболее удобный для пользователя (так называемый «user-friendly», «дружелюбный») интерфейс.
Интерфейс – среда взаимодействия между пользователем и программой. Сама по себе программа – это малопонятный неспециалистам набор технического кода. Интерфейс – это то, в чём обычно мы взаимодействуем с программой. К примеру, кнопки «отправить», «входящие» и т.д. – это интерфейс почтовых сервисов. Чем удобнее для пользователей интерфейс, тем с большей вероятностью они будут пользоваться именно им. Неудобный интерфейс гарантированно отпугивает пользователей.
Образование / Опыт. Специалист по юзабилити и юзер-экспириенс (UseabIlity и User eXperience) – единственный IT-специалист, для которого образование в математике или информационных технологиях не является приоритетным. Приоритетным является либо дизайнерское образование – если задачи состоят, в том числе, в отрисовке элементов интерфейса. Либо, в более крупных компаниях, – психологическое, если задача состоит исключительно в углублённом изучении поведения пользователей. UX и UI – опыт использования.


Таковы ключевые профессиональные роли в отрасли информационных технологий. Конечно, в IT как в сфере нужны и другие специалисты: профессиональные управленцы, менеджеры по продажам, рекрутеры, маркетологи, дизайнеры. Но их функционал мало отличается от функционала в других профессиональных отраслях. Иногда в числе профессий в сфере IT называют IT-евангелиста. Но это скорее степень признания успеха маркетолога в IT, а не самостоятельная профессия (не говоря уже о том, что в случае этой профессии мы сталкиваемся с очередным примером неудачного перевода с английского: этого «евангелиста» было бы куда правильнее назвать «проповедником»).

Естественно, в небольших компаниях одному и тому же специалисту постоянно приходится брать на себя функции из других профессиональных ролей. Но ключевые позиции описаны в этой статье.


Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог-профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»


Насколько вам подходят специальности IT? Пройдите тест на профессию и узнайте об этом!

Специальность 09.

02.04 Информационные системы (по отраслям)

Специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

1. О профессии Техник по информационным системам

Современный мир не может существовать без информационных систем. Они есть везде: в банках и государственных учреждениях, в аэропортах и на заводах. Безусловно, эти системы должны правильно функционировать, их нужно грамотно инсталлировать, осуществлять отладку при сбоях и, конечно, необходимо уметь объяснить пользователям, как правильно пользоваться всем этим программным обеспечением. С такими задачами под силу справиться только настоящему профессионалу, который получил отличную базовую подготовку и закрепил свои знания на практике. Такому профессионализму мы и обучаем.

Техник по информационным системам — это специалист по разработке типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации, разработке компонентов автоматизированных информационных систем, внедрению и сопровождению автоматизированных информационных систем.

Различные информационные системы встречаются в нашей повседневной жизни, будь вы на работе или дома, идете по дороге, или передвигаетесь на автомобиле. И нам уже так сложно представить себе жизнь без них! Информационные системы – это наши помощники. И любая компания или организация сегодня не может полноценно существовать без наличия информационно-аналитической системы.

Техник по информационным системам должен владеть широким спектром современных информационных технологий, навыками проектирования, программирования и сопровождения систем, пониманием предметной области автоматизируемой задачи организационного управления деятельностью (учета, анализа, планирования, контроля, реализации и т. д.), а также методами и технологиями проектного управления ведением работ.

Областью профессиональной деятельности специалиста по информационным системам является разработка и сопровождение информационных проектов различного назначения.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по информационным технологиям являются: информационный проект, портфель проектов, программные и сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий.


   

2. В его обязанности входит:

  • создание и эксплуатация информационных систем для автоматизации задач организационного управления коммерческих компаний и бюджетных учреждений;
  • анализ требований к информационным системам и бизнес-приложениям;
  • разработка информационных систем и бизнес-приложений;
  • реализация проектных спецификаций и архитектуры бизнес-приложения;
  • соблюдение регламентов модификаций, оптимизаций и развития информационных систем.

Тип профессии: Человек — Техника.

3. Выпускники специальности «Информационные системы (по отраслям)» востребованы в должностях:

  • сборщик ПК
  • мастер по ремонту и обслуживанию компьютерной техники
  • программист
  • дизайнер и разработчик сайтов и web-приложений
  • системный администратор
  • программист в системе «1С:Предприятие»
  • консультант по продаже и ремонту компьютерной техники
  • Специалист технической поддержки

4. Личные качества:

Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому способность к самообучению – один из главных навыков, которым должен обладать программист.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать: в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

5. По окончанию обучения Вы будете обладать

профессионально важными качествами:

  • Аналитическим складом ума;
  • Системным мышлением;
  • Коммуникабельностью;
  • Способностью работать с группами людей;
  • Умением создать конструктивное взаимодействие IT-специалистов и пользователей системы;
  • Проявлять внимание к деталям;
  • Дисциплинированностью;

Профессиональными навыками:

  • знание архитектуры и функционирования современных информационных систем;
  • знание принципов анализа и хранения баз данных;
  • владение основами и языками программирования, современными методами тестирования информационных систем;
  • знание стандартов автоматизации различных процессов;
  • умение быстро вникать и понимать предметную область проектируемой информационной системы;
  • желательно знание основ экономической деятельности и менеджмента предприятия;
  • умение работать с информацией: сбор, обработка, анализ.

6. В процессе обучения студенты изучают:

Элементы высшей математики, математическую логику, теорию вероятностей и математическую статистику, устройство и функционирование вычислительных систем, операционные системы, компьютерные сети, основы алгоритмизации и программирование, основы проектирования баз данных, метрологию, стандартизацию, сертификацию и компьютерное моделирование. Среди профессиональных модулей — эксплуатация и модификация информационных систем (куда входят методы и средства их проектирования), участие в разработке информационных систем, графические редакторы и информационные технологии

7. Дополнительное образование:

  • HTML- программирование
  • Основы Web- дизайна
  • Основы графического дизайна
  • Слесарь КИП и А
  • Секретарь делопроизводитель
  • Сетевое и системное администрирование

8. Достижения студентов в различных конференциях и олимпиадах.

Ежегодное участие в Республиканском чемпионате рабочих профессий WorldSkills по компетенциям: Web- дизайн, Графический дизайн, Программные решения для бизнеса (технологии .Net и платформа 1С предприятие). Наши студенты являются призерами Республиканских научно-практических конференций, семинаров, олимпиад профессионального мастерства.


         

9. Виды практик:

  1. Учебная и производственная практики являются обязательной частью образовательной программы. Учебные практики:
    • Практика по получению рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных машин  и вычислительных машин»
    • Практика по основам алгоритмизации и программированию.
    • Практика по базам данных.
    • Практика по разработке ИС
  2. Производственная практика проходит в два этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Как правило, практики организуются в информационно-вычислительных центрах различных предприятий.

10. Дальнейшее обучение в ВУЗах:

  1. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ . Специальности: Прикладная математика и информатика, Информационные системы и технологии, Информатика и вычислительная техника, Прикладная информатика
  2. Казанский национальный исследовательский технологический университет. Специальности: Прикладная математика и информатика, Информационные системы и технологии, Информационная безопасность.
  3. КФУ – Казанский (Приволжский) федеральный университет. Специальности: Информатика и вычислительная техника, Информационная безопасность
  4. Университет управления «ТИСБИ» Специальности: Информатика и вычислительная техника.
  5. ПГУТИ – Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара. Специальности: Информационная безопасность, Управление в технических системах, Информатика и вычислительная техника.

лучших специалистов по информации, необходимых для успеха — SJSU

Перейти к основному содержанию
Перейти к навигации по сайту

Школа информатики

SJSU Главная

Дополнительные опции

Career Blog

Опубликовано: 9 октября 2020 г. iSchool Career Advisor

Library Journal провел опрос директоров академических и публичных библиотек, а также некоторых сотрудников LIS. rs, чтобы узнать, какие навыки они думаю, библиотекари будут нуждаться в ближайшие 20 лет. Для студентов это означает, что наличие 11 навыков из этого списка поможет вам получить работу. Кто-нибудь из них выглядит знакомым? Они должны: будучи студентом iSchool, вы оттачиваете множество востребованных на рынке навыков.

Проанализируйте, насколько ваш набор навыков соответствует этому списку. Выделите те, которые у вас уже есть, в сопроводительных письмах и резюме, а также подумайте о курсах, стажировках или волонтерском опыте, которые помогут вам развиваться дальше!

  1. Адвокация/политика
    Директорам библиотек нужны библиотекари, которые могут продемонстрировать и объяснить ценность своей библиотеки своему сообществу, политикам, бюджетным комитетам и донорам, среди прочих. Информационные специалисты должны чувствовать себя комфортно и четко выражать свои мысли при взаимодействии с разными людьми.
  2. Сотрудничество
    Многие режиссеры считают, что этот навык станет еще более важным в нашем взаимосвязанном (а иногда и виртуальном) мире. Сотрудничество имеет решающее значение между персоналом, заинтересованными сторонами, посетителями, общественными группами и другими библиотеками.
  3. Коммуникация/навыки работы с людьми
    Специалисты по ИИС должны уметь донести до заинтересованных лиц ценность, которую предоставляет их учреждение. Они должны иметь возможность рассказать обо всех услугах и программах своих библиотек и о том, какую непосредственную пользу они приносят своим сообществам. Библиотекари также должны профессионально общаться с библиотечным персоналом и посетителями.
  4. Креативность/инновации
    Один директор утверждает, что креативность одновременно очень важна и недоразвита, и что программы MLIS не единственные, кто не поощряет этот навык.
  5. Критическое мышление       
    LJ указывает, что это навык, должны быть у всех библиотекарей , но обычно замечается отсутствие навыков критического мышления.
  6. Анализ данных
    Специалисты по информационным технологиям должны иметь возможность определять, какая информация им нужна, находить и анализировать данные, а затем использовать полученные данные для принятия решений. Они также должны быть в состоянии представить все это таким образом, чтобы это было понятно другим (мы снова вернулись к общению!).
  7. Гибкость
    Учитывая, что в библиотеках происходят постоянные изменения, гибкость и адаптируемость являются важными навыками для любого специалиста по ИИС.
  8. Лидерство
    Новые и начинающие библиотекари должны быть в состоянии занять место поколения уходящих на пенсию менеджеров, поэтому необходимы лидерские (и пропагандистские) навыки.
  9. Маркетинг
    Хотя маркетинг часто упускают из виду и недооценивают, на самом деле он очень важен для библиотек и других некоммерческих организаций.
  10. Управление проектами
    Это кажется простым делом, но многое из того, что делают библиотекари — от составления расписания до составления бюджета и программирования — на самом деле является проектами, которыми они должны управлять.
  11. Технологическая экспертиза
    В частности: веб-разработка, программирование и технологическая грамотность. Чтобы наилучшим образом служить своим сообществам, специалисты LIS должны знать, что происходит в технической сфере, и должны быть готовы узнавать о новых разработках.

Связанные и полезные статьи:

  • У вас есть навыки
  • Как устроиться на первую работу – Книга навыков библиотекаря: 51 необходимый навык для специалистов по информационным технологиям 
  • Понимание вселенной карьерных возможностей LIS
  • Советы по написанию сопроводительного письма

История и эволюция информационных профессий – Основы информационных и интеллектуальных профессий

1. 1 Введение

В главе рассматриваются происхождение и исторические контексты области информации и знаний. Информационная профессия является одной из самых быстрорастущих областей, и что делает ее интересной, так это продолжающееся преобразование смежных областей, таких как информатика, коммуникативные исследования, когнитивная наука, менеджмент, библиотечное дело и информатика. Новые области, такие как управление знаниями, наука о данных, курирование данных и анализ данных, расширяют традиционную область этой области. Растущий интерес к информации и знаниям обусловлен продолжающимся развитием коммуникационных и информационных технологий, а также экспоненциальным ростом объема цифровой информации. Чтобы иметь возможность понять будущее профессии и то, что будущее может принести специалистам в области информации и знаний, необходимо понять прошлое и поразмышлять над событиями, имевшими место на протяжении истории.

1. 2 Исторические перспективы

Эволюция профессии информатика определялась ключевыми технологическими событиями и промышленными разработками. Бумага была впервые изобретена в Китае около 100 г. до н.э. Потребовалось некоторое время, прежде чем бумаги достигли Европы и разных уголков мира. Бумага часто производилась в больших количествах, и в 105 г. н.э. Цай Лунь, китайский придворный сановник, создал процесс производства листов бумаги, используя измельченную кору деревьев, старые тряпки и рыболовные сети (Hunter, 19).78).

В 751 году нашей эры, после битвы за Туркестан, арабы научились делать бумагу, и в Багдаде была основана первая бумажная фабрика. Впоследствии производство бумаги распространилось на Дамаск, Египет и Марокко. Арабы улучшили производство бумаги, используя новые материалы, такие как лен и лен. Арабы также принесли производство бумаги в Европу в одиннадцатом веке, когда они завоевали Испанию и Сицилию. В результате этой бумажной инновации библиотеки расширились и процветали (Hannawi, 2012). Изобретение бумаги сделало возможным массовое распространение информации в различных форматах, таких как книги и газеты. Производство бумаги в больших количествах началось в девятнадцатом веке, когда Луи Николь Робер создал первую бумагоделательную машину, способную производить лист длиной 60 сантиметров.

Рождение печатного станка и изобретение механизированных печатных машин с использованием форм или готовых шаблонов произвело революцию в издательской индустрии (Childress, 2007; Whibley, 1900). Применение давления к окрашенным поверхностям бумаги позволило производить несколько копий, что привело к более широкому распространению печатного материала. Первая печатная машина была изобретена в 1440 году ювелиром Иоганном Гутенбергом и могла производить 3600 страниц в день. Печатное устройство с подвижным шрифтом позволило производить большое количество печатных материалов, которые затем можно было объединить в новый формат носителя, например, книги и журналы. Новые печатные продукты, какими мы их знаем сегодня, вместе с институционализированной правовой базой для защиты интеллектуальной собственности заложили основу для информационных и библиотечных профессий.

Реальное превращение библиотечной и информационной профессии в научную область началось с создания системы десятичной классификации Дьюи, несмотря на более раннюю работу Мартина Шреттингера в Германии в 1829 году и использование термина «Bibliothek-Wissenschaft» в названии его книга. Десятичная система Дьюи заложила основу области организации информации в библиотечном деле и на сегодняшний день считается первым систематическим и научным методом организации библиотечного фонда. Гибкость и масштабируемость десятичной системы Дьюи при классификации коллекций по тематике и дисциплинам долгое время сделали ее стандартом по умолчанию для организации коллекций. Система Дьюи возникла не на пустом месте, а скорее была построена на более ранней классификации интеллектуального труда сэра Фрэнсиса Бэкона (Виганд, 1998). Мелвил Дьюи, библиотекарь Колумбийского колледжа, считал себя не традиционным библиотекарем, а библиотекарем и педагогом. В 1883 году он провел первый курс по библиотечной экономике, а затем в 1887 году основал первую библиотечную школу в Колумбийском университете. Его понимание важности профессиональных организаций привело к созданию Американской библиотечной ассоциации (Richardson, 2010).

Преобразование в области информации и библиотечной деятельности продолжилось с появлением компьютеров и компьютеризацией индексации и поиска информации. Статья Ванневара Буша, опубликованная в 1945 под заголовком «Как мы можем думать» описал механизированный процесс хранения и поиска книг и документов с более высокой степенью скорости и гибкости. Предложенное механизированное устройство будет действовать как автоматическая система личных картотек, которая работает по ассоциации, а не по индексации. Статья в значительной степени повлияла на развитие гипертекста и всемирной паутины (WWW). С другой стороны, Холмстрон в 1948 году описал возможность использования универсального автоматического компьютера (UNIVAC) для библиографической индексации и поиска (Sanderson and Croft, 2012). Это было началом автоматизации библиотек и разработки библиографических информационных систем с использованием фиксированных полей базы данных, которые были ограничены основными метаданными. Позже появились записи машиночитаемой каталогизации (MARC) как стандартный формат для обмена библиографической информацией.

В 1940-х годах Клод Шеннон, которого многие считают отцом теории информации и современной области информационных наук, работал в Bell Labs и опубликовал серию основополагающих статей в высокотехнологичных журналах. Его основополагающая статья «Математическая теория коммуникации» была опубликована в 1948 году. Шеннон представил объединяющую теорию передачи информации, которую можно применить к телефону, радио, телевидению или любой другой системе (Zachary, 2016). Рассматривая все формы информации как сводимые к двоичным числам, Шеннон выдвинул гипотезу, что эти «биты» — термин, придуманный коллегой из Bell Labs — могут передаваться без ошибок даже через «шумный» канал связи. Буш признал таланты Шеннона в 19 лет.39 письмо и назвал своего 23-летнего ученика «гением».

Ученые из различных дисциплин, таких как компьютерные науки, естественные науки, когнитивные науки и библиотечное дело, проявили интерес к индексированию и поиску информации. Джерард Салтон, сначала в Гарвардском, а затем в Корнельском университете, основал в 1960-х годах первую исследовательскую группу по поиску информации. Работа над этой темой охватила три десятилетия интенсивной и плодотворной работы в области индексирования, хранения и поиска. Частота термина Луна (tf) с использованием статистического анализа ключевого слова в документе формирует основу для многих теорий и моделей поиска информации. Спарк Джонс в 19 лет73 расширил работу по частоте терминов Луна, включив в нее статистический анализ встречаемости слова в документе и в коллекциях документов. Спэрк Джонс ввел понятие обратной частоты документов (idf), которое измеряет значимость термина в каждом корпусе документов (Jones, 2004).

В восьмидесятых и девяностых годах два термина использовались для характеристики хранения и поиска текстовой информации. Термин «свободный текст» относится к использованию неструктурированных запросов, которые сначала обеспечивают более высокую гибкость при формулировании запросов и позволяют автоматически индексировать большие объемы текста по сравнению с более строгим логическим поиском. Термин «полный текст» использовался для описания индексации и поиска всего документа по сравнению с более ранними библиографическими системами, которые ограничивались только библиографическими данными и рефератами. Развитие WWW последовало за значительным развитием информационной системы в девяностые годы, включая сканирование и оптическое распознавание символов, управление документами, гипертекст, гипермедиа и мультимедиа. Развитие протокола передачи гипертекста (HTTP) и языка гипертекстовой разметки (HTML) изменило способ доступа людей к информации с помощью ссылок и поисковых систем в Интернете. Развитие поисковых систем в Интернете в середине 19 в.90-е годы произвели революцию в том, как люди получают доступ к информации. В то время как Web 1.0 был статичен и имел ограниченную функциональность, Web 2.0 вывел Интернет на другой уровень, используя динамические Web-страницы и обмен информацией и данными в режиме реального времени. Корпоративные информационные порталы начали появляться за счет интеграции разнообразных приложений и предоставления технологий доступа с единым входом (SSO).

Электронная коммерция и использование сети и Интернета в качестве торговой площадки началось на рубеже веков в 2000 году, когда правительства всего мира приняли меры по признанию электронных документов и электронных транзакций в качестве юридических документов (Tian and Stewart, 2006). Эта эпоха также характеризуется глобализацией и повышенным вниманием к знаниям как фактору роста. Цифровая трансформация обусловила важность интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности и более широкой концепции экономики, основанной на знаниях. Достижения в области Интернета и веб-технологий привели к возникновению мегакорпораций, таких как Google, Amazon, Netflix и Meta (ранее известная как Facebook).

В эту эпоху произошли также изменения в библиотечном и информационном образовании. В 1998 году группа школ США, известная в то время как «банда четырех», а именно Питтсбург, Сиракузы, Рутгерс и Дрексель, начали движение iSchools в 2005 году. Сдвиг был вызван усилением внимания к технологиям, оцифровке и приходу экономики знаний. . Движение также явилось осознанием этими школами того, что их учебные и исследовательские программы способны охватить более широкую аудиторию учащихся, а также необходимость подготовки профессионалов для работы вне библиотечного дела. Сегодня количество школ выросло до более чем 80 членов по всему миру, включая представителей школ информатики и школ управления информационными системами. Некоторые из этих школ также являются членами Ассоциации компьютерных исследований (CRA) и бизнес-школ. Многие из библиотечных и информационных школ, присоединившихся к движению, изменили название, отказавшись от слова «библиотека» или пересмотрев свои учебные программы, чтобы отразить сдвиг и новое направление движения iSchools, чтобы расширить свое присутствие на международном уровне и получить признание за создание инновационных информационных решений. и системы, приносящие пользу отдельным лицам, организациям и обществу в целом.

1.3 Библиотека и информация как Область исследования

1.3 .1 Библиотечное дело

Эволюция библиотечной профессии последовала за ключевыми инновациями и преобразованиями, такими как изобретение бумаги, печатного станка, компьютеров и Интернета. На протяжении всей истории строились и разрушались великие библиотеки. Ассирийская библиотека, построенная в седьмом веке до нашей эры, содержала более 30 000 клинописей и табличек. Считается, что Александрийская библиотека в Египте содержала около 700 000 документов. Байт аль-Хикма или библиотека Дома Мудрости в Багдаде содержала более 400 000 книг. Когда война велась по всему миру, некоторые из этих великих библиотек были уничтожены или сожжены. Однако после исламской империи, где поощрялись наука и письмо, и после эпохи Возрождения в Европе библиотеки начали процветать, особенно в недавно основанных университетах и ​​академических учреждениях.

В девятнадцатом веке насчитывалось более 2200 библиотек. В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается около 116 867 библиотек (Американская библиотечная ассоциация, 2019 г.). В девятнадцатом веке не было формальной системы образования, и метод обучения библиотечному делу был через «ученичество». То есть студенты получали практические навыки от работодателей или практиков, следя за опытными библиотекарями. В двадцатом веке библиотечные работники начали стандартизировать свою практику, поэтому «библиотечное дело» стало более профессиональным, что положило начало «информационным профессионалам». Библиотеки по-прежнему чрезвычайно важны в двадцать первом веке. Библиотеки продолжают играть преобразующую роль в своих сообществах — библиотеки служат общественными центрами для местных жителей разного возраста, а библиотеки играют решающую роль в обучении на протяжении всей жизни для всех.

Библиотечное дело как область исследования возникло из «Философии Просвещения». Томас Джефферсон и другие американские основатели считали «библиотеки и информацию» ключом к новой демократии (Рубин, 2004). Девятнадцатый век был продуктивным периодом для разработки инструментов для организации информации. Например, Классификация Библиотеки Конгресса, десятичная классификация Дьюи и Индекс периодической литературы были разработаны в девятнадцатом веке и до сих пор широко используются в современном информационном обществе. Кроме того, было создано 2240 публичных библиотек, а в 1800 г. была создана Библиотека Конгресса (БК). В 1876 г. была образована самая крупная и влиятельная профессиональная библиотечная ассоциация — Американская библиотечная ассоциация (Wiegand and Donald, 2015).

В двадцатом веке библиотечные работники начали стандартизировать библиотечную практику. LC начал публиковать записи каталога, чтобы поделиться ими с другими библиотеками. В 1887 г. первой предложенной академической программой библиотечного дела была «Школа библиотечной экономики» Колумбийского университета, основанная Мевилом Дьюи («Dewey, Melvil», 1985). К 1926 году Корпорация Карнеги выделила средства на создание Высшей библиотечной школы в Чикагском университете, и это была первая программа, предлагающая докторские степени в области библиотечного дела. Предоставление докторских степеней в библиотечных школах позволило расширить исследовательскую деятельность и теоретические дискуссии, чтобы сделать библиотечные практики и услуги профессиональнее. Исследователи начали принимать и применять теории социальных и поведенческих наук для изучения различных сложных проблем, с которыми сталкиваются библиотеки. В период с 19С 23 по 2000 г. было заказано несколько отчетов для обзора состояния библиотечного образования и рекомендаций по улучшению библиотечного образования. Некоторые из этих отчетов включают отчет Уильямсона (1923 г.), отчет Уилера (1946 г.), отчет Конанта (1980 г.) и отчет KALIPER (2000 г.).

1. 3.2 Информатика

Возникнув в области документации, финансирование Американского института документации в 1937 году привело к тому, что области библиотечного дела и информатики начали объединяться в Америке. Ранние ученые в области информатики (ИС) имели опыт работы в науке и промышленности, а ученые-информатики стремились решить проблемы управления большими объемами данных и информационных ресурсов.

«Информатика» — это область, связанная с обработкой и представлением информации. В основе этой области лежат такие вопросы, как представление (реферирование, индексирование, классификация, обобщение и извлечение), проектирование информационных систем и поиск информации, оптимизация системы, доступность и удобство использования. Борко (1968) заявил, что «информатика — это та дисциплина, которая исследует свойства и поведение информации, силы, управляющие потоком информации, и средства обработки информации для оптимальной доступности и удобства использования» (стр. 3).

Область ИС, особенно в области информационного поиска, возникла и получила быстрое развитие в основном во время Второй мировой войны (Saracevic, 2009). Из-за войны было подготовлено огромное количество технических отчетов и документов, отражающих исследования и разработки, связанные с производством оружия. «Информационный взрыв» стал сложной проблемой, и это привлекло все большее внимание исследователей к размышлениям о том, как развивать информационные технологии для предоставления решений. Представление и поиск информации (IRR) широко обсуждается учеными в области математики, информатики, электронной техники и т. д. «Представление информации» означает извлечение некоторых элементов (например, ключевых слов или фраз) из документа или задания. терминов (например, дескрипторов или предметных заголовков) к документу, чтобы можно было охарактеризовать и представить его сущность. Как правило, представление информации может быть завершено с помощью любой комбинации следующих средств — абстрагирование, индексирование, категоризация, суммирование и извлечение. Информация должна быть представлена ​​до того, как может быть реализована процедура «Поиск информации (IR)».

1. 3.3 Библиотека и информатика (ЛИИС)

Библиотека и информатика (LIS) — это подход, принятый в аспирантуре США и направленный на объединение людей из традиционной области библиотечного дела и недавно развивающейся области информатики. Он признает междисциплинарный характер профессии и необходимость вооружить студентов гибкими и жесткими навыками, касающимися создания информации, организации, управления и использования информации во всех формах (Estabrook, 2010). LIS возникла как академическая дисциплина, которая готовит студентов на разных академических уровнях и ослабляет напряженность между библиотечной наукой и информатикой.

В 1984 году Ф. У. Ланкастер написал интересную статью, в которой поставил под сомнение институционализацию профессии и использование слова «библиотека» для описания профессии. Он заявил, что институционализация даже отражала названия наших профессиональных обществ. Он добавил, что мы говорим о «библиотечных ассоциациях», а не «библиотечных ассоциациях» и «библиотечных школах», а не «библиотечных школах». Lancaster (1984) процитировал статью Джулиано в 1969 году, в которой он указал, что если образование медицинской профессии будет построено по образцу библиотечного образования, то врачей, работающих в больнице, будут называть «госпитальерами», а не врачами.

С тех пор споры об использовании библиотеки как учреждения или как здания продолжают привлекать внимание. Во многом это связано с преобразованием многих дисциплин в информационную профессию, таких как библиотечное дело, информатика, коммуникативные науки, когнитивные науки и бизнес. Между тем, это область исследований как в промышленности, так и в академических кругах, которая фокусируется на изучении взаимодействия между тремя основными областями — «Информация», «Технология» и «Люди». Основная мотивация ряда динамичных исследований, стоящих за этими тремя областями, состоит в том, чтобы сделать информацию легко доступной и пригодной для использования конечными пользователями (Дьюи, 1985).

Как учебная дисциплина, LIS является относительно молодой областью исследования. Он начался в 1960-х и начале 1970-х годов, хотя уходит своими корнями в девятнадцатый век (Estabrook, 2010). LIS находится на пересечении «библиотековедения», «информатики» и «коммуникации» (Рубин, 2004). После 1980-х годов LIS характеризуется как «ориентированная на пользователя» дисциплина (Usman, 2015). В 1980-х годах произошел «сдвиг парадигмы» в области ЛИС: от «библиографической» к «клиентской» (Рамзан, 2020). То есть переход от перспективы «домашнего хозяйства» к перспективе «пользователь информации». Центральная ценность перспективы «домашнего хозяйства» связана с приобретением, сбором, организацией, хранением, ресурсами и технологическими средствами в различных библиотечных условиях. Его основной заботой является «размер» — «размер» «здания», «персонала», «коллекции», «бюджета» и т. д. После перехода к эпохе «ориентированного на пользователя» что больше всего беспокоило профессионалов LIS. предназначен не только для «информационных артефактов» (данных, отчетов, книг, видео и музейных предметов), но и для социальных и технологических систем, которые делают записанные знания доступными и полезными для людей, которые хотят и нуждаются в них. Примеры «социальных систем» включают правила и политику, связанные с процедурами лицензирования, правами интеллектуальной собственности, кодексом этики и поведения в информационном обществе и т. д. Примеры «технических систем» относятся к различным системам каталогизации, классификации, IR, контенту. системы управления и так далее.

Теория LIS и исследования сошлись за последние 40 лет двадцатого века. В 1960-х годах федеральное финансирование докторантуры в LIS и исследований в LIS резко увеличилось, особенно после 1990-х годов. Национальный научный фонд запустил «Инициативы цифровых библиотек», которые в значительной степени поддержали расширение сферы применения ЛИС и обеспечили сильные стимулы для других дисциплин для исследования проблем в ЛИС (Paepcke et al., 2005; National Science Foundation, 2002). В 2005 году была сформирована важная профессиональная организация iSchool caucus, к которой присоединилось около 70 учебных заведений. Миссия iSchool состоит в том, чтобы продвигать область информатики как академическую область обучения и профессиональной подготовки на стыке технологий, информации и людей. Таким образом, роль информационных профессий в XXI веке (информационном обществе) постоянно развивается, меняется и развивается. В период пандемии значение информационной профессии отражалось в различных измерениях и формах.

1.3.4 Коммуникативные исследования

Коммуникация — это область, в которой люди используют сообщения для создания значений в различных контекстах, культурах, каналах и средствах массовой информации. Эта дисциплина изучает эффективную и этичную практику человеческого общения (Saracevic, 1995). Эстабрук (2010) указал, что некоторые аспекты сферы коммуникации связаны с некоторыми аспектами «библиотековедения» и «информатики». Например, общение играет важную роль в библиотечных услугах, поскольку библиотекарям необходимо общаться с пользователями, а не просто сохранять материалы. В 1955 года Западный резервный университет создал центр «Документационных и коммуникационных исследований». Название этого исследовательского центра демонстрирует сближение «информатики» и «коммуникации». Ученые LIS применяли те же методы исследования (например, эмпирические исследования, проверка гипотез), что и в области современной коммуникации. Некоторые общие темы исследований, которыми занимаются исследователи в этих трех областях, включают взаимодействие человека с коммуникационными технологиями, распространение инноваций, поведение при поиске информации, информационные системы и информационное общество (Saracevic, 19).95).

1,4 Заключение

Трансформация библиотечного образования на протяжении многих лет была обусловлена ​​необходимостью предоставлять услуги разным группам людей с разными потребностями и разным уровнем подготовки. Трансформация профессии библиотечного дела и информатики приводит к одновременному появлению и сближению большего количества дисциплин. Недавние разработки в новых связанных областях, таких как наука о данных, анализ данных, обработка данных и управление знаниями, можно рассматривать как новые и растущие дисциплины. Эти дисциплины также сходятся в то же время в более широкой концепции области информации и знаний.

 

Вопросы для обсуждения

  • Обсудите конвергенцию библиотечного дела и информатики, подчеркнув сходство и создав новый синергетический эффект.
  • В какой степени библиотечное дело считается практической областью, а не научной?
  • Определите одну дисциплину, которая оказывает наибольшее влияние на библиотечную и информационную профессию.
  • Мелвил Дьюи считается одним из пионеров библиотечного дела; назовите еще одного пионера, который оказал большое влияние на область информатики.
  • Какая школа в Соединенных Штатах первой сменила название на «Библиотека и информатика»?
  • Обсудите взаимосвязь между библиотечным делом, информатикой и информатикой.
  • Как вы связываете свою предыдущую академическую подготовку с профессиями, связанными с информацией и знаниями?

Каталожные номера

Борко, Х. (1968). Информатика: что это такое? Американская документация , 19 (1), 3–5.

Чайлдресс, Д. (2007). Иоганн Гутенберг и печатный станок . Книги двадцать первого века.

Конант, Р. (1980). Отчет Конанта: исследование образования библиотекарей. Массачусетский технологический институт Пресс.

Дьюи, Мелвил (1985). Американские реформаторы. Получено с: https://www.ebsco.com/products/research-databases/biography-reference-bank

Эстабрук, Л. С. (2010). Библиотека и информатика. Энциклопедия библиотечных и информационных наук (стр. 3287–3292). Тейлор и Фрэнсис.

Джулиано, В. Э. (1969). Отношение информатики к библиотечному делу — проблемы и научная подготовка. Американская документация , 20 (4), 344–345. https://doi.org/10.1002/asi.4630200414

Ханнави, А.А. (2012). Роль арабов в распространении бумаги в Европе. Мела Примечания , (85), 14–29.

Хантер, Д. (1978). Изготовление бумаги: история и техника древнего ремесла . Курьерская корпорация.

Джонс, К. С. (2004). Взвешивание терминов IDF и уроки исследования IR. Журнал D Документация , 60 (5), 521–523.

Ланкастер, FW (1984). Последствия для библиотечного и информационного образования. Тенденции библиотеки, 32 , 337–348.

Ларсен. Р. (2009). История iSchools. https://ischools.org/resources/Documents/History-of-the-iSchools-2009.pdf

Национальный научный фонд (2002 г.). Электронные библиотеки. https://www.nsf.gov/news/news_summ.jsp?cntn_id=103048

Рубин, Р. (2004). Основы библиотеки и информатики. Нью-Йорк: Издательство Нила-Шумана.

Рамзан, М. (2020). Информационные и коммуникационные технологии позволили изменить парадигму и ввести новые практики в библиотеках. Библиотека Философия и Практика , 1–15.

Паепке, А., Гарсия-Молина, Х. , и Уэсли, Р. (2005). Дьюи знакомится с Тьюрингом: библиотекарями, учеными-компьютерщиками и инициативой цифровых библиотек. Журнал D-Lib , 11 (10), 2.

Сандерсон М. и Крофт В. Б. (2012). История информационно-поисковых исследований. Труды IEEE , 100 (специальный столетний выпуск), 1444–1451.

Сарацевич, Т. (2009). Информационная наука. В Марсии Дж. Бейтс и Мэри Найлз Маак (ред.). Энциклопедия библиотек и информатики (стр. 2570–2586). Тейлор и Фрэнсис.

Сарацевич, Т. (1995). Междисциплинарный характер информатики. Ciência da Informação , 24 (1), 36–41.

Тиан Ю. и Стюарт К. (2006). История электронной коммерции. В Энциклопедия электронной коммерции, электронного правительства и M obile C ommerce  (стр. 559–564). ИГИ Глобал.

Джонс, К. С. (1973). Взвешивание терминов индекса. Информация S для хранения и R для поиска 9 (11), 619–633.

Читайте также: