КАТАЛОГ ТОВАРОВ

Срок доставки товара в течении 1-3 дней !!!

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
КОРЗИНА

Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых. Наилучший способ определения будущей профессии


лучшие советы экспертов и тесты

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Выбор профессии

Выбор профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Как выбрать любимое дело

Как выбрать любимое дело

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

На перепутье дорог

На перепутье дорог

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Тест по соционике

Тест по соционике

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Помощь ребенку в выборе профессии

Помощь ребенку в выборе профессии

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Меняем профессию

Меняем профессию

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

iklife.ru

Будущая профессия. Проблема выбора профессии :: SYL.ru

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда:

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Что же касается мнения окружающих, в том числе родителей, то это, безусловно, важный момент при выборе профессии, но не самый важный. Необходимо четко осознавать разницу между рынком труда, когда работали мама и папа, и нынешним, о котором они, возможно, не полностью осведомлены. Можно воспользоваться Интернетом и изучить ситуацию, почитать отзывы людей разных профессий или попросить знакомых людей поделиться своим опытом. Проанализировав все вместе взятое, стоит самому определиться, как действовать дальше.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» - сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» - сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение - прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка – отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют - это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений - люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

www.syl.ru

Определение типа будущей профессии | Профориентир

  • Легко знакомлюсь с людьми.

    ДаНетНе знаю
  • Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

    ДаНетНе знаю
  • Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

    ДаНетНе знаю
  • Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

    ДаНетНе знаю
  • Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

    ДаНетНе знаю
  • С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

    ДаНетНе знаю
  • С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

    ДаНетНе знаю
  • Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

    ДаНетНе знаю
  • Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

    ДаНетНе знаю
  • Люди считают, что у меня есть художественные способности.

    ДаНетНе знаю
  • Охотно читаю о растениях, животных.

    ДаНетНе знаю
  • Принимаю участие в спектаклях, концертах.

    ДаНетНе знаю
  • Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.

    ДаНетНе знаю
  • Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

    ДаНетНе знаю
  • Легко улаживаю разногласия между людьми

    ДаНетНе знаю
  • Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

    ДаНетНе знаю
  • Людям нравится мое художественное творчество

    ДаНетНе знаю
  • У меня есть способности к работе с растениями и животными

    ДаНетНе знаю
  • Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

    ДаНетНе знаю
  • Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

    ДаНетНе знаю
  • Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

    ДаНетНе знаю
  • Без особого труда усваиваю иностранные языки.

    ДаНетНе знаю
  • Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

    ДаНетНе знаю
  • Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

    ДаНетНе знаю
  • Могу влиять на ход развития растений и животных.

    ДаНетНе знаю
  • 26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

    ДаНетНе знаю
  • Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

    ДаНетНе знаю
  • Охотно наблюдаю за растениями или животными.

    ДаНетНе знаю
  • Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

    ДаНетНе знаю
  • Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

    ДаНетНе знаю
  • proforientir42.ru

    Методика определения типа будущей профессии (по Е.А.Климову)

    

    Методика определения типа будущей профессии (по Е.А.Климову) В 10—11 классах старшеклассники, как правило, обучаются в русле конкретного профиля, проходят курсы по выбору. На этом этапе следует уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчив, к какой области знаний проявляются способности. Педагогам необходимо сосредоточить внимание на самоконтроле и самокоррекции учащимися своих профессиональных планов, способах самооценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней.

    Период 10—11 классов условно можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса. Этот этап наиболее сложный и волнительный как для выпускника школы, так и для родителей. Сложность его заключается в том, что нужно сделать окончательный выбор; ошибка может повлиять на реальный ход жизни. Но вместе с тем это не совсем так, народная мудрость гласит: человек на ошибках учится. Причем добавим: как правило, на собственных. И не нужно их считать роковыми. Ведь это тоже своего рода опыт. Однако ошибиться лучше в начале жизненного пути. А главное, не теряться, а знать, как выйти из этой ситуации на основе знаний, опыта, полученных в ходе предшествующей профориентационной работы. В 10—11 классах старшеклассники, как правило, обучаются в русле конкретного профиля, проходят курсы по выбору. На этом этапе следует уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчив, к какой области знаний проявляются способности. Педагогам необходимо сосредоточить внимание на самоконтроле и самокоррекции учащимися своих профессиональных планов, способах самооценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней. В этой ситуации советы взрослых мало чем помогут, даже могут навредить. Учащимся важно самостоятельно взвесить все факторы «за» и «против»; еще и еще раз попробовать себя в реальной деятельности, проанализировать предшествующий опыт, попытаться понять, «что получалось, почему получалось. На каком поприще я смогу быть наиболее успешным и перспективным на рынке труда».

    Прочитайте приведенные в таблице утверждения. Если вы согласны с ними, то перед цифрой в таблице поставьте «+», если нет, поставьте перед цифрой «–». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

    Утверждения для самооценки

    Тип профессий

    1. Природа

    2. Техника

    3. Знаковая система

    4. Художественный образ

    5. Человек

    1. Легко знакомлюсь с людьми

    1

    2. Охотно и подолгу могу что-либо мастерить

    1

    3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

    1

    4. Охотно и постоянно ухаживаю за комнатными растениями

    1

    5. Охотно и подолгу могу что-либо вычислять, чертить

    1

    6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или младшими детьми

    1

    7. С удовольствием ухаживаю за животными

    1

    8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

    1

    9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей и старших

    2

    10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

    2

    11. Охотно читаю о растениях, животных

    1

    12. Принимаю участие в спектаклях, концертах

    1

    13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

    1

    14. Подолгу могу разгадывать головоломки, решать задачи, отгадывать ребусы

    2

    15. Легко улаживаю разногласия между людьми

    2

    16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

    2

    17. Людям нравится мое художественное творчество

    2

    18. У меня есть способности к работе с растениями, животными

    2

    19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

    2

    20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

    1

    21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

    1

    22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

    1

    23. Часто помогаю даже незнакомым людям

    2

    24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

    1

    25. Могу влиять на ход развития растений, животных

    2

    26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

    1

    27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте

    1

    28. Охотно наблюдаю за растениями и животными

    1

    29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

    1

    30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

    1

    Результаты

    По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, т.е. с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считайте. Запишите их в строку «Результаты». Наибольшая сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на подходящие для вас типы профессий. Малые или отрицательные суммы указывают, каких типов профессий вам следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце — 8.

    В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на пять основных типов: 1 — «Человек—природа»; 2 — «Человек—техника»; 3 — «Человек—знаковая система»; 4 — «Человек—художественный образ»; 5 — «Человек—человек».

    Определив предпочтительный тип профессий, вы можете сузить круг поиска.

    Чистякова С.Н. Методика определения будущей профессии (по Е.А. Климову) // Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1 – 11 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2010. – С. 236-238.

    3.151534640906

    xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai

    Как определиться с выбором профессии подростку? [2018]

     

    Чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии, родителям необходимо знать, как именно они могут подтолкнуть ребенка к тому или иному решению.

     

    Ведь иногда очень сложно понять, где заканчивается забота и начинается навязывание своего мнения.

     

    Мы поможем досконально разобраться в этом вопросе. Также статья будет полезна и школьникам старших классов, еще не решившим, чем они хотят заниматься в будущем.

     

    Содержание:

    1. Почему важно выбирать профессию заранее
    2. Методы выбора профессии
    3. Контроль или забота: чем могут помочь родители

     

     

    Почему важно выбирать профессию заранее

    Прежде всего необходимо понимать, что работа — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, но не первостепенное.

     

    Поскольку в среднем каждый житель планеты тратит на работу без малого 40–50 часов в неделю, важно подобрать себе такое дело, которое не будет вызывать дискомфорта, внутреннего противоречия и отторжения.

     

    На чем же должен основываться выбор будущей специальности?

     

    Почему необходимо определиться с профессией

    Очень часто от старшеклассников можно услышать: «Куда мне торопиться? Никто из моих друзей еще не выбрал универ. Вот закончу школу, и все решу».

     

    К сожалению, это в корне неверный подход. Конечно, никто не заставляет еще в восьмом классе выбирать будущий колледж или даже ВУЗ, но задуматься о будущем необходимо заранее.

     

    Определиться с профессией всегда не просто

     

    Все дело в том, что выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, складываться из сонма различных интересов и личных достижений.

     

    Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, помогать в развитии талантов и навыков, то у подростка не возникнет проблем с определением будущей профессии.

     

    Родителям необходимо помочь, а не препятствовать воле детей. Но об этом мы поговорим немного позже.

     

    Важно понимать, что работа — это не обязательно дело всей жизни.

     

    Но она должна быть направлена на развитие качеств личности, а не на зарабатывание денег или потакание чужим прихотям.

     

    Совет: не стоит забывать, что любое занятие накладывает отпечаток на личность. Учитывайте это при выборе специализации.

     

    Разбираемся, как определиться с выбором профессии подростку

     

    На что нужно обращать внимание перед выбором будущей работы:

     

    1. Любимые занятия
    2. Творческие навыки
    3. Сфера углубленного интереса
    4. Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

     

    Если сложно вычленить одно увлечение из множества равноценных, необходимо отделить занятия для формирования будущего от хобби.

     

    Принципиальные отличия работы от хобби

    Решив определиться с профессией, каждый подросток должен понимать одну простую истину: работа не является хобби.

     

    На первый взгляд, ничего нового в этом утверждении нет, но множество юношей и девушек по всему миру совершают эту ошибку — выбирают профессию исходя исключительно из своих увлечений. Приведем пример.

     

    Ребенок любит животных, ему нравится о них заботиться. На основе одного этого факта он выбирает профессию ветеринара, не учитывая особенностей этой медицинской специализации.

     

    А потом разочаровывается, оказавшись не с любимыми животными, а в пыльных аудиториях с учебниками по анатомии и на далеких от романтизма клинических практиках.

     

    Совет: если ребенку нравится ухаживать за животными, устройте его волонтером в зоопарк. Тогда он сможет определиться: хобби это или желание связать с подобной работой жизнь.

     

    Позвольте вашему чаду выбирать ВУЗ самостоятельно

     

    Чтобы отличить увлечение от чего-то более серьезного, можно использовать различные кружки и дополнительные занятия.

     

    То есть чтобы научиться рисовать, не обязательно становиться дизайнером, а при желании стать модельером сперва стоит записаться на курсы кройки и шитья.

     

    Итак, попробуем сформировать список предложений о том, как отличить хобби от работы, которые помогут подростку определиться с будущей профессией:

     

    1. Понять, насколько сильно вы любите то, чем хотели бы заниматься
    2. Прочесть специализированную литературу о профессии
    3. Записаться на сопряженные с профессией курсы
    4. Сходить на несколько открытых лекций по специализации в университет

     

    На самом деле, последний пункт отлично подходит и для тех, кто уже твердо обозначил свое будущее занятие.

     

    Чаще всего студенты бросают учебу именно на первом курсе, поскольку она кардинально отличается от их ожиданий.

     

    Методы выбора профессии

    После того как все хобби были отделены от желаемой специальности, необходимо провести дополнительные тесты, чтобы определить насколько подростку подходит выбранная профессия.

     

    Существует много способов, которые позволяют быстро и доступно выяснить, в какой области можно себя реализовать. Мы расскажем о наиболее оптимальных.

     

    В случае необходимости обратитесь за помощью к специалисту

     

    Помощь профориентолога

    Существует множество центров, предоставляющих консультации по профессиональному ориентированию для подростков.

     

    Можно выбрать как платные, так и бесплатные услуги. Специалист проведет серию тестов и определит наиболее подходящую профессию.

     

    Совет: следует выбрать центр тщательно, иногда платные консультанты проводят только поверхностное оценивание.

     

    Консультация состоит из нескольких этапов:

     

    1. Тестирование
    2. Оценка способностей и увлечений
    3. Беседа по результатам

     

    После консультации ребенок получает на руки результаты тестов, которые затем может обсудить с родителями.

     

    Не забывайте при этом, как нужны и важны ваши поддержка и понимание

     

    Обычно специалисты максимально подробно рассказывают обо всех особенностях и возможностях подходящей профессии.

     

    Тесты в интернете

    Если поблизости нет хорошего центра профориентации, можно провести тесты своими силами.

     

    Чтобы узнать, как подростку определиться с выбором профессии, следует поискать сайты с бесплатными онлайн-тестами.

     

    5+ самых популярных среди них:

    1. Тест на профориентацию Дж. Холланда. Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.
    2. Методика О.Ф. Потемкиной для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.
    3. Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климовой. Помогает разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
    4. Карта интересов А.Е. Голомштока позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.
    5. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши. Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

     

    Не приуменьшайте значимость онлайн тестов

     

    Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты довольно точно позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем.

     

    Для получения максимально точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

     

    Советы друзей и знакомых

    Не следует пренебрегать помощью окружающих. Задавая всем вопрос о том, как они определились с выбором профессии, можно узнать много нового и интересного.

     

    Родители и другие родственники должны поделиться собственным опытом, но не приукрашивая действительность, а честно объясняя на кого они учились, стали ли специалистом в выбранной области или в итоге пришли к чему-то другому.

     

    Попробуйте достучаться до сердца ребенка с помощью советов людей, которых он уважает

     

    Очень часто советы окружающих позволяют подростку сформировать свое собственное мнение.

     

    И если взрослые будут терпеливы, честны и внимательны, то в будущем ребенок сможет реализовать себя в деле, которое ему действительно нравится.

     

    Ведь гораздо сложнее искать свою дорогу в жизни, будучи уже состоявшейся личностью, которая не получила поддержки в столь трудном возрасте.

     

    Контроль или забота: чем могут помочь родители

    Советы и помощь родителей необходимы каждому ребенку.

     

    И здесь очень важно вовремя отделить собственные желания и нереализованные стремления от того, что будет нужным и правильным для юного человека.

     

    В противном случае вы рискуете не только испортить если не жизнь, то ближайшие пять-десять лет вашего сына или дочери, но и создать бессмысленный конфликт.

     

    Не стоит заставлять ребенка выбирать профессию силой

     

    Советы для мудрых родителей

    Конечно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок получил достойное образование, хорошо зарабатывал и получил все, о чем некогда мечтали вы сами.

     

    И это первая и фатальная ошибка всех пап и мам.

     

    Будьте честны перед самими собой и вспомните, как повлияли ваши собственные родители на выбор вашей профессии?

     

    Помогло ли вам их решение? Стали ли вы счастливым? Довольны ли вы своей жизнью?

     

    Психологи умоляют родителей прислушаться к нескольким полезным советам:

     

    1. Не ставьте детей перед выбором: любимое дело или заработок. Чем бы не увлекался подросток, какими бы бессмысленными и глупыми не казались вам его увлечения — на каждом из них можно заработать. Если ребенок увлекается компьютерными играми, расскажите ему о турнирах профессиональных игроков, работе обзорщика игр или даже профессионального разработчика. Все эти занятия оплачиваются в современном мире очень хорошо.
    2. Слушайте своего ребенка. Нередко дети сами не знают, что уже определились с будущей специальностью. Так, они могут рисовать все свободное время, совершенствовать свои навыки, изучать литературу и посещать занятия по рисованию, даже не задумываясь о том, как много может зарабатывать профессиональный художник, окончивший соответствующее училище или институт.
    3. Ставьте себя на место подростка. Никогда не забывайте о том, что вы стали самостоятельным человеком только потому, что учились на собственных ошибках. Уберегать от промахов — это нормально. Но вы не проживете за ребенка его жизнь. Поддерживайте его начинания и утешайте во время неудач.
    4. Дискутируйте. Позвольте ребенку аргументированно доказать, что его выбор взвешенный и обоснованный. Подобная дискуссия (не ссора!) позволит вам увидеть, насколько трезво он оценивает свои перспективы и готов ли он трудиться.

     

    Помните, что более всего от вас требуется понимание

     

    Ничего принципиально нового в этих рекомендациях нет.

     

    Однако, очень часто родители забывают простые истины и руководствуются только собственными соображениями и представлениями. Ребенок — это не вы, не ваша собственность.

     

    Каждый человек является отдельной самостоятельной личностью, интересы которой необходимо уважать.

     

    Помощь в нестандартных ситуациях

    Гораздо сложнее приходится родителям, дети которых вынуждены испытывать трудности с определением будущей специальности из-за физических проблем.

     

    Как помочь определиться с будущей профессией подростку, который получил инвалидность 1 или 2 группы? И что в этой ситуации могут сделать родители?

     

    Первое, что нужно помнить и ребенку и родителям — инвалидность не является приговором.

     

    Существует более ста профессий, которые могут освоить дети с проблемами. В зависимости от возможностей, предпочтений и стремлений, можно выбрать сразу несколько направлений будущей деятельности.

     

    Существует более ста профессий для людей с инвалидностью

     

    Конечно, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, помочь ему преодолеть зажатость и позволить раскрыть весь творческий потенциал.

     

    Это трудный и сложный процесс, но все усилия, направленные на поддержку подростка, с лихвой компенсируются его счастливым и полноценным будущим.

     

    Совет: обязательно проконсультируйтесь с психологом и вместе пройдите курсы профессиональной ориентации. Это покажет ребенку, что он не останется один на один со своей проблемой.

     

    Не менее полезным будет общение с родителями, которые уже преодолели подобные трудности.

     

    Прочтите соответствующую литературу, проявите инициативу.

     

    Самым главным для каждого подростка является возможность опереться на родителей, получить поддержку и помощь, без лишних комментарий и осуждения.

     

    Ваша основная задача — помочь ребенку стать максимально счастливым, реализовать себя и добиться всего, что он захочет.

     

    Стоит приложить немного усилий — и у вас все получится!

     

    Мы подобрали для вас полезное видео, которое подскажет, как подростку определиться с выбором профессии:

     

    life-reactor.com

    ДДО Климова. Тест/методика Климова - классификация профессий и опросник на Prevolio

    Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова поможет любому человеку определить свои склонности к различного рода профессиям, методом вычисления личностного психотипа. Каждый человек в большей степени расположен к определенному виду деятельности, это связано с нашим образом жизни, мышлением, навыками и подсознательными стремлениями. Для одного человека важно реализовать свой творческий потенциал, для другого – принести пользу общественности, а третий предпочитает работу, нацеленную на экономический результат. Полагаясь на данную методику онлайн, вы можете узнать свой личностный тип и глубже понять свои склонности к роду деятельности.

    Климов - профориентация тестТест Климова на профориентацию подходит для:

    • подростка-школьника (абитуриента), который находится в поисках и думает на кого пойти учиться;
    • студента, которому интересно осмыслить правильность своего выбора;
    • компаний, которые тщательно отбирают персонал при приеме на работу;
    • человека, который уже имеет профессию, но желает переучиться и думает, какую профессию стоит выбрать;
    • работника любой компании, дабы лучше организовать свой рабочий процесс и направить способности в правильном ключе.

    Пройдите дифференциально-диагностический опросник Климова на Prevolio и узнайте к какому типу относитесь Вы!

    Карта интересов Климова была создана выдающимся русским кандидатом психологических наук, который специализировался на психологии труда и опубликовал свыше 300 работ и около 30 пособий и учебников. Одну из книг он посвятил теме профессионального самоопределения, в которой подробно рассказывает о данной методике (опроснике). В отличии от теста по методике Голомштока на нашем сайте, где автор выделяет шестнадцать групп по балльной системе, автор данного теста описывает пять основных групп - склонностей, которые характеризуют личность.

    Е.А. Климов выделяет 5 психотипов личности:

    1. Человек – природа – такой тип, характерен людям, стремящимся улучшить состояние окружающей среды, тем, кто легко идет на контакт с природой и животными. Это садовники, ландшафтные дизайнеры, работники лесной и садовой промышленности, ветеринары и экологи, исследователи флоры и фауны, зоологи, ботаники, а также геологи, картографы и метрологи.
    2. Человек – человек – этот тип, как социальный, склонный к общению, помощи другим, взаимопониманию с аудиторией. Таким людям подходит работа, связанная с образованием, воспитанием, социальная деятельность, медицина, правовая помощь, журналистика, а также административная работа.
    3. Человек – художественный образ – называет таких людей творческими, склонными к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности, и т.п. Такая личность может заниматься произведением чего-либо или творить произведения искусства (дизайнер, художник, композитор, писатель или режиссёр). А так же исполнять и изготавливать (оформитель, музыкант, ювелир, актер и так далее) или же работать с произведениями творчества (реставратор, маляр, шлифовщик, мастер росписи).
    4. Человек – знаковая система – этот тип людей математического склада ума. Им подойдут такие профессии, как программист, бухгалтер, библиотекарь, экономист, нотариус, редактор, организатор делопроизводства, инспектор, историк, математик и тому подобное.
    5. Человек – техника – определяет этот тип, как людей склонных к техническим видам профессий, обозначает способность к изготовлению деталей, техники, механизмов, восстановление и ремонт, изобретения и новшества, испытательные и проверочные работы.

    Методика Климова на Prevolio – преимущества

    • У нас онлайн-методика ДДО Климова тест бесплатно, без регистрации и без смс;
    • Всего 30 вопросов;
    • Вам надо выбрать варианты ответов «Да» или «Нет»;
    • Автоматический подсчет результатов;
    • Отличная возможность пройти опросник Климова в удобном интерфейсе;
    • Время прохождения не ограничено, поэтому можно хорошо обдумать ответ;
    • Вы сможете увидеть все типы профессий по Климову (классификацию) и меру вашей расположенности к каждой из них.

    Тест на профориентацию человек-человек по Климову ДДО дает возможность распознать свои профессиональные склонности и подсознательные задатки к определённому виду деятельности. Поэтому идеально подходит данный тест на профориентацию для школьников и подростков. Наш сайт предлагает вам, прямо сейчас, пройти тест Климова по профориентации в комфортных условиях, не выходя из дома. Вы можете пить кофе и спокойно отвечать на вопросы. Но очень важно подойти к ответам на вопросы ответственно. Если сомневаетесь в ответе, то чаще всего первый ответ, который пришел в голову, является правильным.

    Удачи Вам! Желаем выбрать правильную профессию!

    На нашем сайте мы подобрали лучшие тесты на профориентацию, как широко известные во всем мире, так и те, которые знают только специалисты по профориентации. Команда Prevolio рекомендует пройти еще тест по методике Йовайши в результате вы узнаете свои склонности к какой-либо деятельности и описание их. Это позволит Вам принять правильное решение в выборе профессии.

    Анна Антонюк

    prevolio.com

    Тест на профессию для подростков

    тест на профессию для подростковУ мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.

    Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.

    Самым простым и в то же время эффективным направлением профориентационной работы является проведение различных игр и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.

    Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда

    Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

    Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:

    1. Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
    2. Электротехник (1) или санитарный врач (3).
    3. Повар (1) или наборщик текста (4).
    4. Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
    5. Чертежник (1) или дизайнер (6).
    6. Философ (2) или психиатр (3).
    7. Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
    8. Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
    9. Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
    10. Педиатр (3) или статистик (4).
    11. Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
    12. Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
    13. Нотариус (4) или снабженец (5).
    14. Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
    15. Политический деятель (5) или писатель (6).
    16. Садовник (1) или метеоролог (2).
    17. Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
    18. Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
    19. Маляр (1) или художник по металлу (6).
    20. Биолог (2) или офтальмолог (3).
    21. Телерепортер (5) или актер (6).
    22. Гидролог (2) или ревизор (4).
    23. Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
    24. Математик (2) или архитектор (6).
    25. Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
    26. Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
    27. Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
    28. Экономист (4) или заведующий отделом (5).
    29. Корректор (4) или критик (6).
    30. Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
    31. Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
    32. Часовой мастер (1) или монтажник (4).
    33. Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
    34. Закройщик (1) или декоратор (6).
    35. Археолог (2) или эксперт (4).
    36. Работник музея (2) или консультант (3).
    37. Ученый (2) или режиссер (6).
    38. Логопед (3) или стенографист (6).
    39. Врач (3) или дипломат (5).
    40. Копировщик (4) или директор (5).
    41. Поэт (6) или психолог (3).
    42. Телемеханик (1) или прораб (5).

    Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:

    • ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
    • вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
    • мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
    • к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
    • профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
    • наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.

    Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина

    Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:

    • 0 – вовсе нет;
    • 1 – пожалуй так;
    • 2 – верно;
    • 3 – совершенно верно.

    Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:

      1.1

      1. Обслуживать людей.
      2. Заниматься лечением.
      3. Обучать, воспитывать.
      4. Защищать права и безопасность.
      5. Управлять людьми.

      1.2

      1. Управлять машинами.
      2. Ремонтировать оборудование.
      3. Собирать и налаживать технику.
      4. Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
      5. Заниматься строительством.

      1.3

      1. Редактировать тексты и таблицы.
      2. Производить расчеты и вычисления.
      3. Обрабатывать информацию.
      4. Работать с чертежами, картами и схемами.
      5. Принимать и передавать сигналы и сообщения.

      1.4

      1. Заниматься художественным оформлением.
      2. Рисовать, фотографировать.
      3. Создавать произведения искусства.
      4. Выступать на сцене.
      5. Шить, вышивать, вязать.

      1.5

      1. Ухаживать за животными.
      2. Заготавливать продукты.
      3. Работать на открытом воздухе.
      4. Выращивать овощи и фрукты.
      5. Иметь дело с природой.

      1.6

      1. Работать руками.
      2. Выполнять решения.
      3. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
      4. Получать конкретный практический результат.
      5. Воплощать идеи в жизнь.

      1.7

      1. Работать головой.
      2. Принимать решения.
      3. Создавать новые образцы.
      4. Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
      5. Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.

    Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:

      2.1

      1. Знакомиться с новыми людьми.
      2. Быть чутким и доброжелательным.
      3. Выслушивать людей.
      4. Разбираться в людях.
      5. Хорошо говорить и выступать публично.

      2.2

      1. Искать и устранять неисправности.
      2. Использовать приборы, машины, механизмы.
      3. Разбираться в технических устройствах.
      4. Ловко обращаться с инструментами.
      5. Хорошо ориентироваться в пространстве.

      2.3

      1. Быть сосредоточенным и усидчивым.
      2. Хорошо считать в уме.
      3. Преобразовывать информацию.
      4. Оперировать знаками и символами.
      5. Искать и исправлять ошибки.

      2.4

      1. Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
      2. Разбираться в литературе и искусстве.
      3. Петь, играть на музыкальных инструментах.
      4. Сочинять стихи, писать рассказы.
      5. Рисовать.

      2.5

      1. Разбираться в животных или растениях.
      2. Разводить растения или животных.
      3. Бороться с болезнями, вредителями.
      4. Ориентироваться в природных явлениях.
      5. Работать на земле.

      2.6

      1. Быстро выполнять указания.
      2. Точно следовать инструкциям.
      3. Работать по заданному алгоритму.
      4. Выполнять однообразную работу.
      5. Соблюдать правила и нормативы.

      2.7

      1. Создавать новые инструкции и давать указания.
      2. Принимать нестандартные решения.
      3. Легко придумывать новые способы поведения.
      4. Брать на себя ответственность.
      5. Самостоятельно организовывать свою работу.

    Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:

    1. Человек – человек.
    2. Человек – техника.
    3. Человек - знаковая система.
    4. Человек - художественный образ.
    5. Человек - природа.

    После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:

    • человек (1) – исполнительные профессии: агенты, акушерка, бармен, буфетчик, гардеробщик, горничная, киоскер, медсестра, милиционер, официант, приемщик заказов, продавец, регистратор, санитар, социальный работник, фельдшер, няня, экспедитор; творческие: врач, инспектор по кадрам, менеджер, методист по дошкольному воспитанию, преподаватель, психолог, референт, тренер-преподаватель, учитель, юрисконсульт;
    • техника (2) – исполнительные: авиамеханик по приборам, автоматчик, автоспециалисты, авиаспециалисты, аппаратчик, арматурщик, асфальтобетонщик, бурильщик, вальцовщик, водитель, волочильщик, вырубщик, гальваник, газоэлектросварщик, жестянщик, заправщик, заточник, каменщик, кочегар, кузнец, маляр, машинисты, механики, монтажники, монтеры, моторист, наладчик, намотчик, обработчик, операторы, оптик, ремонтник, слесари, столяр, техник, токарь, формовщик, фрезеровщик, часовщик, швея, шлифовщик, штамповщик; творческие: инженеры, испытатель двигателей, контролеры, технологи, конструктор;
    • знаковая система (3) – исполнительные: дозировщик, изготовитель трафаретов и плат, кассир, машинистка, наборщик, печатник, телефонист; творческие: архивариус, архивист, бухгалтер, геодезист, дефектоскопист, корректор, математик, рентгенолог, сортировщик, статистик, специалист по маркетингу, топограф, товаровед, экономист;
    • художественный образ (4) – исполнительные: артист, гравер, закройщик, мозаичник, модельщик, мебельщик-обойщик, осветитель, тест на профессию для школьниковпарикмахер, портной, разрисовщик ткани, фотограф; творческие: архитектор, художник, музыкант, хореограф;
    • природа (5) - исполнительные: вальщик леса, зоолаборант, озеленитель, проводник служебной собаки, рабочий зеленого строительства; творческие: физик, химик, геолог, агроном, ветеринар.

    С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.

     

    womanadvice.ru